Самые популярные интересные настольные игры для компании

Автор статьи
Степаненко Дмитрий Юрьевич
Время на чтение: 189 минут
АА

Живое общение – та сфера жизни, которая в наше время слабеет и сокращается. Мы разучились проводить досуг вместе – чаще реальных друзей нам заменяет телефон или компьютер. Старые добрые настолки для компании помогут разбудить уснувший интерес друг к другу и откроют дремлющие таланты.

Критерии выбора настольных игр

При выборе настольных игр учитывают три вещи: возраст и уровень развития игроков, количество участников, продолжительность игрового процесса. На взрослых кооперативах, при шумных застольях, на молодежных вечеринках с большим количеством участников подойдут веселые командные состязания с юмором и импровизацией – такие, как «Мафия», «Имаджинариум», «Активити», «Пятница», «Кодовые имена».

Ламповый вечер с близкими друзьями, семейные посиделки с детьми разнообразят неторопливые стратегические игры: «Колонизаторы», «Каркассон», «Скрэббл». Есть игры, которые будут интересны людям со специфическими интересами: «Монополия» — для любителей бизнес-проектов; «Русское лото» – для ценителей неторопливой старины; «Уно» — для тех, кто оказался в компании случайных попутчиков.   

 Игры с карточками для веселой компании

Игры для вечеринок – патигеймы предполагают достаточное количество участников. В них скучно играть вдвоем-втроем. Уровень развития, эрудиция также играют не последнюю роль.

«Мафия»

 Сегодня «Мафия» — одна из лучших застольных игр для компании из 10 человек. Мало того, она входит в мировой топ-50 культурно-значимых игр последних двух столетий. Зародилась она в среде студентов факультета психологии МГУ в 80-е гг. по мотивам итальянских криминальных сериалов. Суть игры – мобилизация собственного интеллекта, интуиции, артистизма в борьбе за выживание.

Сюжет

В городе орудует организованная группировка мафии. Ночью она убивает одного из честных граждан. Днем горожане просыпаются, узнают об убийстве, сообща решают, кто из их среды причастен к мафии, должен быть осужден и изъят из их среды.

Мирные граждане побеждают, если им удается вычислить и избавиться от всех мафиози. Мафия побеждает, если ей удается добиться паритета по численности с гражданами.

Топ настольных игр для компании

Персонажи

«Красные» – честные граждане, в их число входит:

  • комиссар/шериф, имеющий право «просыпаться» раньше всех и уточнять у ведущего свои догадки о членах мафии;
  • врач, который ночью после убийства активируется и «поднимает на ноги» предполагаемого убитого.

«Черные»мафиози:

  • в числе которых есть дон главарь банды, которому принадлежит последнее слово при выборе жертвы. Главное отличие черных от красных в том, что мафиози организованы, знают друг друга в лицо, а у мирных жителей нет никакой информации «who is who».

Связующим звеном между «красными» и «черными» является ведущий, хорошо знающий правила игры, комментирующий все происшествия в городе.

Правила игры

Роли в игре распределяются по жребию: каждый игрок вытягивает карту и узнает из нее о своем персонаже. На 10 игроков приходится 3 члена мафии: на одного мафиози приходится 3-4 мирных жителя.

  1. В первую ночь ведущий будит по очереди всех персонажей и знакомится с ними.
  2. В первый день игроки обсуждают вопрос, кого из них нужно осудить как потенциального преступника. Участники знакомятся с аргументами, следят за поведением друг друга. Среди белого дня из игры выводится жертва −  тот, кого осудило большее число игроков. Иногда ей дается последнее слово и шанс остаться в игре, иногда правила этого не предусматривают.

Еще одна вариация: вышедшие из игры могут озвучить свои роли, в других версиях их персонажи остаются неизвестными до конца игры

  1. Все последующие ночи «черные» просыпаются и убивают кого-либо из граждан; врач пытается угадать и вылечить жертву; комиссар старается получить у ведущего сведения о ком-либо из преступников.
  2. Все последующие дни идет борьба: мафия коварными ухищрениями старается осудить невиновного и убедить в этом всех; комиссар (если ему удается узнать, кто мафиози) пытается сплотить «красных» на его осуждение. Честные жители, полагаясь на свою интуицию и наблюдения, примыкают к тому или другому мнению – в итоге из игры выходят двое: убитый ночью и осужденный днем.
  3. Мирные граждане побеждают, если им удается вычислить и избавиться от всех мафиози. Мафия побеждает, если ей удается добиться паритета по численности с гражданами.
Топ настольных игр для компании

В игре, помимо всего прочего, тренируется умение вовремя распознавать ложь и сплачиваться против её носителей. В целом игра протекает в непринужденной атмосфере и доставляет интеллектуальное наслаждение.

«Колонизаторы»

В топ настольных игр для компании входит всемирно известная игра «Die Siedler von Catan» — «Колонизаторы». Изобретенная в 1995 г. немецким стоматологом Клаусом Тойбером, она передает романтику захвата и освоения чужих территорий.

Сюжет

На остров Катан, затерянный в океане, высаживаются несколько первопроходцев. Их цель – закрепиться на острове, вытеснить конкурентов. Максимальное количество игроков – 4 человека.

Игровой набор

  • Поле игры – остров-шестиугольник, разделенный на сектора – гексы.  Каждый сектор представляет собой определенный ресурс острова: лес, поле, луг, гора, глиняный холм, пустыня.
  • Остров окружен морем – 6 пазлов с пирсами для торговли и пустынными берегами.
  • Карточки ресурсов: глины, дерева, зерна, руды, шерсти – на них покупаются строения и карты развития.
  • Карты развития: «рыцарь», «строительство дорог», «право на ресурс», «монополия на сырье» − дают привилегии на распоряжение ресурсами острова.
  • Бонусные карты: «самый длинный тракт», «самая большая армия» − дают дополнительное количество очков
  • Фишки 4-х цветов: города, поселения, дороги – они выставляются на игровом поле.
  • Фишка разбойник и 2 игровых кубика.
Топ настольных игр для компании

Правила игры

Собрав игровое поле, участники размечают гексы цифровыми фишками – на каждый сектор приходится цифра от 2 до 12.

  1. Игроки в порядке очереди располагают одно из своих поселений и примыкающую к нему дорогу. А затем в обратном порядке строят по второму поселению.
  2. Затем каждый игрок получает по карточке ресурса – того, который граничит со вторым поселением.
  3. Следующий ход каждого игрока – это бросание 2-х кубиков; по сумме выпавших очков участник получает карточки с ресурсом сектора с этим номером: от сектора «лес» он получает дерево, а с поля – пшеницу и т. д.
  1. Сумма очков, равная 7, ресурсов не приносит, зато в руки игрока попадает разбойник: все участники с числом карточек больше 7 половину своих ресурсов сдают в банк («грабеж»); а игрок, получивший разбойника, получает право поставить его на любой сектор суши на границе с поселением соперника – эта земля перестает давать ресурсы («разбой»).
  1. Накопленные ресурсы игроки могут потратить разными способами:
  2. основать еще одно поселение;
  3. построить дорогу и расширить поселение до города;
  1. поменять карточки в банке или у партнера на нужные ресурсы;
  2. купить карту развития.

Карточки развития повышают конкурентоспособность колонизатора. «Рыцарь» позволяет согнать со своей земли «Разбойника» и переставить его на землю соперника. «Монополия» дает право забрать у противников все карточки выбранного ресурса. «Строительство дороги» — помогает бесплатно построить 2 дорожные ветки. «Год изобилия» — бесплатное получение в банке 2-х карточек с выбранным сырьем.

Мнение эксперта
Степаненко Дмитрий Юрьевич
Продавец в магазине настольных игр
Цель игры – первым из соперников набрать 10 очков и стать победителем острова Катан.
ДостиженияОчки
Одно поселение1
Один город2
Дорога из 5 отрезков2
Армия из 3-х рыцарей2
Одна карточка «Победное очко»1

Победа в игре «Колонизатор» – сплав везения, умения торговаться, использовать ресурсы для собственной экспансии, применять любые способы, чтобы ограничить развитие соперника. Вполне такая капиталистическая игра − учит бороться за лучшее место под солнцем.

Топ настольных игр для компании

В русском варианте есть версии расширения «Колонизаторов» для 5-6 человек: «Мореходы», «Купцы и варвары», «Первопроходцы и пираты», «Города и рыцари» и др.

Каркассон

Романтичные немцы дали миру еще одну топовую настолку – «Каркассон». Игру создал в 2000 г. учитель музыки Клаус-Юрген Вреде. Путешествуя по Франции, он был покорен поэтичностью пейзажей в окрестностях старинного замка Каркассон – его игра посвящена строительству и освоению ландшафтов вокруг средневековой крепости. Этот процесс оказался увлекательным для детей и взрослых: в семье, в компании, тет-а-тет.

Сюжет

Каждый игрок-феодал, делая ход, получает «земельный участок» с фрагментами ландшафта. Он реализует свой проект местности, расширяет владения и населяет их, теснит соседей, стараясь взять под контроль максимальную территорию и «разбогатеть».

Игровой материал

В базовый игровой набор входят: тайлы, миплы, трек для подсчета очков.

  • Тайлы – 72 карточки с изображением фрагментов ландшафта: поля, дороги, части городской постройки и стены, монастыря. Стартовый тайл – сама крепость, с которой совместимы все остальные фрагменты местности. Участники по очереди берут по одному тайлу, не зная заранее, что на нем изображено и вписывают его в уже имеющийся пейзаж.
  • Миплы – 40 фигурок «живой силы». В распоряжении каждого игрока – 8 фигурок одного цвета, их судьбой он распоряжается по своему усмотрению. Один мипл уходит на трек для подсчета очков. Каждый из 7 оставшихся миплов может стать:
  • крестьянином – его укладывают на поле, где он работает до конца игры;
  • рыцарем – его помещают на карточку с фрагментом города, который ему предстоит охранять;
  • аббатом – если его помещают на карточку с монастырем;
  • разбойником – он стоит на дороге до тех пор, пока не закончится её строительство.
  • Трек – пронумерованное поле, по которому передвигаются миплы игроков по мере подсчета заработанных очков.

Когда игрок заканчивает строительство города, дороги, монастыря – его миплы переходят с этих объектов на новые территории. Исключения – мипл-крестьянин и «трековый бегун» − их роль неизменна до конца игры.

Ход игры

В игре могут участвовать до пяти игроков – каждый получает набор миплов своего цвета, все договариваются о порядке ходов, выкладывают на стол Стартовый тайл. Первый игрок открывает карточку, прикладывает её к центральному ландшафту, закрепляет территорию выставлением мипла с назначенной ему службой. Затем следует ход второго игрока. По мере построения объектов на местности, участники получают очки – их «бегуны» продвигаются по треку.

Очки начисляются:

  • За построенный город – по 2 очка за каждую плитку с городским фрагментом + по 2 очка за щиты на некоторых городских фрагментах.
  • За дорогу, доведенную до перекрестка или городских стен – по 1 очку за каждую плитку с дорогой.
  • За монастырь, если он буден окружен другими плитками с 4-х сторон – 8 очков.
  • Крестьянин, приносит очки в самом конце игры: по 3 очка за каждую плитку со строениями по всему периметру поля, на котором он работал.

Игра продолжается до тех пор, пока на стол не будут выложены все подходящие фрагменты ландшафта – тогда подводится окончательный подсчет «богатства», заработанного каждым феодалом.

У «Каркассона» лаконичные правила, романтичный сюжет, скрытый соревновательный потенциал −  это отличный gateway, игра для первого знакомства с миром настольных развлечений.

«Уно»

К простым играм для компании и семейных посиделок относятся американские карты «Уно». Они изобретены парикмахером М. Роббинс в 70-е гг. прошлого века. Бесхитростная и незатейливая игра позволяет коротать время во время взрослого застолья, а также соревноваться с детьми от 4-х лет и старше.

Сюжет

Игроки пытаются как можно быстрее освободиться от всех имеющихся на руках карт.

При этом требуется предупредить соперников возгласом «Уно!», когда на руках осталась последняя карта – если игроки заметят, что вы нарушили это правило, вас штрафуют двумя лишними картами из Прикупа.

Интригу в игру вносят специальные и дикие карты.

Топ настольных игр для компании

Значение карт

Полная колода содержит 116 карт, которые делятся на 3 вида:

  • Три вида специальных карт выполняют разные роли в игре. «Пропусти ход» — требует, чтобы следующий игрок пропустил свое право выкинуть карту; «Вытяни две» − вынуждает противника взять из колоды 2 лишние карты и пропустить ход; «Смени направление» − возвращает ход назад к противнику и разворачивает игру в обратном направлении. Заход специальными картами приносит ущерб сопернику, если он не может парировать картой любой масти, но с таким же значением.
  • Обычные – имеют свою масть (красный, желтый, зеленый, синий цвета) и стоимость от 0 до 9 очков.
  • Дикие карты – черного цвета, они выручают игрока в трудной ситуации. «Смена цвета» − выбросив её, вы меняете цвет, который нужен для ответа следующим игроком. «Вытяни четыре» —  дает вам право не только сменить цвет, но и потребовать от противника взять из колоды 4 карты.
Мнение эксперта
Степаненко Дмитрий Юрьевич
Продавец в магазине настольных игр
Карточку «Вытяни четыре» разрешается использовать только тогда, когда у вас нет подходящих вариантов ответа. Соперник может опротестовать ваш ход и потребовать показать свои карты. Если обнаружится мухлеж – вам пропишут штраф в 4 карты; если подтвердится ваша невиновность, истец берет 6 штрафных карт.

Стоимость карт в игре

ВидСтоимость в очкахКоличество
ОбычнаяСоответствует цифре на карте76
Специальная2032
Дикая508

Правила игры

Колоду тасуют и раздают каждому игроку по 7 карт. Верхнюю карту из оставшегося Прикупа открывают и выбрасывают на стол – основа Колоды Сброса. Первый игрок должен сбросить в нее или карту с таким же числом, или с такой же мастью (обычную или специальную).

Если у игрока нет подходящего ответа, он берет карту из Прикупа – отвечает сразу, если повезет, пропускает ход, если карта не подошла. Выигрывает раунд тот, кто первым освободится от своих карт. Ему в зачет идут все очки на оставшихся у партнеров картах.

Абсолютным победителем становится тот, кто набирает 500 очков. В среднем партия из 4-х игроков длится около 30 минут.

Имаджинариум

Русский вариант французской игры «Dixit» называется «Имаджинариум», что примерно переводится как «Воображалово». Игра с карточками рассчитана веселую компанию из креативных людей с раскованной фантазией, артистическими способностями, достаточным словарным запасом. В тесном приятельском кругу, на семейных посиделках или корпоративе «Имаджинариум» обеспечит ламповый вечер, море веселья и удовольствия.  

Сюжет

Девизом игры могут стать слова: «один рисунок стоит тысячи слов». Глядя на карточку с достаточно сюрреалистичной картинкой, вы произносите ассоциации, связанные с ней. Остальные игроки находят у себя картинку, вызывающую нечто похожее. Интрига заключается в том, чтобы из всех выложенных на стол карточек участники определили ту первую, которая вызвала поток ваших ассоциаций.

Игровой набор

Базовый набор «Имаджинариума» рассчитан на оптимальный состав компании из 5-7 участников.

В него входят:

  • Сюжетные карточки – 98 шт.
  • Фишки для голосования семи цветов с цифрами от одного до семи – 49 шт.
  • Слоники с крылышками для продвижения по соревновательному треку – 7 шт.
  • Поле для подсчета очков (соревновательный трек) – оформлено в самой коробке.
Топ настольных игр для компании

Количество сюжетных карточек зависит от числа участников – этот пункт обговорен в буклете с правилами для игры, входящем в набор.

Ход игры

На руках у игроков по 6 карт:

  1. Первый ведущий называет ассоциацию по одной из своих карт и кладет её на стол рубашкой вверх.
  2. Остальные участники выкладывают на стол по одной картинке, вызвавшей у них похожую ассоциацию (тоже вверх рубашкой).
  3. Карточки тасуют, открывают, располагают на столе в пронумерованном порядке.
  4. Каждый участник выкладывает фишку с номером той карточки, которая, по его мнению, принадлежит «хозяину» ассоциации.
  5. Далее идет подсчет баллов, слоники скачут по треку, отмеряя заработанные хозяином очки.
Топ настольных игр для компании

На этом раунд первого игрока заканчивается, ход переходит ко второму.

Принцип подсчета очков

Соль игры заключается в том, чтобы ваша ассоциация была достаточно понятной кому-нибудь, кроме вас самих, но не такой простой, чтобы её угадали все.

  • Если картинку отгадали несколько человек, ведущий получает 3 очка + по одному очку за каждую фишку возле его карточки.
  • Если картинку не угадал никто – ведущий отступает на 2 очка назад.
  • Угадавшие картинку игроки получают по 3 очка.
  • Если картинку угадали все – ведущий не получает ничего.
  • «Посторонние» картинки, получившие фишки, дают по 1 очку за фишку.

Впрочем, подсчет очков – не главная интрига игры. Неожиданность ассоциаций, юмор в подаче материала, масса неожиданных нюансов создают раскрепощенную атмосферу и приносят удовольствие всем игрокам, независимо от количества очков.

Базовый набор «Имаджинариума» можно разнообразить картами с дополнительной тематикой: «Детство» − для игры в компании с детьми; «Персефона», «Пандора», «Ариадна» — для любителей странностей и философских вывертов; «Одиссея» с набором известных исторических и культурных персонажей»; «Химера» – для поклонников хоррора.

Активити

Разогреть заскучавшее застолье взрослых, заставить подростков на тусовках включить мозги поможет незатейливая на первый взгляд игра Активити. На заре XXI века в далёкой Австралии разгоняла скуку компания из 4-х друзей, вспоминая все известные им приколы: шарады, игру в ассоциации, крокодила и т. д. Фирма Piatnik обобщила их опыт и выпустила настольную игру Activity, которая привносит в любые посиделки море веселья и азарта.

Мнение эксперта
Степаненко Дмитрий Юрьевич
Продавец в магазине настольных игр
Главное условие успеха: большая компания и наличие у партнеров находчивости и чувства юмора.

Сюжет

Суть действий игроков состоит в умении послать заданный месседж партнерам, не прибегая к прямому тексту. Информацию придется передавать пантомимой, рисунком, контекстом, мобилизуя при этом все свои коммуникационные способности, апеллируя к интеллекту товарищей по команде. Изюминка в том, что послать, принять и расшифровать информацию, команда должна в сжатый срок.

Игровой набор

Настолка – это не совсем про Активити. Игровой материал дает лишь толчок к коммуникации, которая и является главным нервом состязания.

В комплектацию входят:

  • Игровое поле: разделено на 48 клеток, по которым команда движется к победе. Цвет клетки определяет способ, которым следует посылать сообщение. Особые клетки задают открытую передачу сообщения: его отгадывают не только соратники, но и соперники.
  • Фишки 4-х цветов – символ играющей команды, именно они штурмуют клетки на игровом поле.
  • Карточки – основной элемент, на них написаны задания для всех видов передачи информации. На рубашке карточек есть цифры: 3, 4, 5 − они маркируют трудность задания и число клеток, на которое продвинется команда в случае успеха.
  • Песочные часы – отмеривают срок выполнения задания.

Каждый игрок вправе сам выбирать номер карточки. Прикинув, какую клетку займет фишка с каждым номером карты, он определяет, каким способом ему придется делать свой месседж.

Ход игры

Оптимальное количество игроков для двух команд – 8-10 человек. При меньшем количестве участников слабеет азарт, при большем — лучше сформировать 3-ю и 4-ю группу.

По жребию определяется стартующая команда:

  1. её делегат выбирает карточку с номером;
  2. отсчитывает клетки на игровом поле по цифре на карте;
  3. ставит фишку на клетку, которая задает способ подачи информации;
  4. читает задание на карте;
  5. включается таймер песочных часов;
  6. игрок быстро рисует заданное ему карточкой явление или описывает его словами, не употребляя однокоренных, или делает телодвижения, описывающие заданное слово;
  7. команда выдвигает версии, пытаясь разгадать послание, пока в часах не закончится песок.
Топ настольных игр для компании

Наибольший кураж вызывают, конечно, пантомимы (привет, «Крокодил»). В самом деле, довольно просто донести до товарищей слово «моль», рисуя дырки на одежде и летающего рядом хищника, или произнося хотя бы слово «нафталин». А вот как убедить партнеров, что ваши порхания изображают прожорливую моль, а не муху или ворону?

Под хохот зрителей команда или сохраняет свое место на игровом поле, или отодвигается на прежние позиции. Наступает черед соперников. Выигрывает тот, чья фишка преодолеет все поле и выйдет к финишу.

У «Activity original» появились варианты: «Travel» — для игры в дороге; «Lifestyle» — c тематикой городской жизни; «Все возможно» —  с пословицами и поговорками, «Спорт», «Для детей» и др.

Семейные игры

Неторопливые спокойные настольные игры способны превратить скучный вечер в напряженный интеллектуальный поединок с глубоким игровым процессом. Количество игроков может ограничиваться размером отдельно взятой семьи.

Кодовые имена

И какой же мирный житель не любит детективы! Исполненный шпионской романтики патигейм «Codenames» придумал в 2015 г. чешский игровой дизайнер Владя Хватил. Она уверенно набирает популярность в Европе, Японии, Корее, имеет своих почитателей в России. Оптимальное количество игроков – от 4-х, участником взрослой компании могут стать дети от 10 лет. Задуманная для молодежи, игра захватывает и людей солидного возраста.

Сюжет

В руках капитана команды находится карта расположения своих разведчиков и вражеских шпионов, затерянных среди мирных жителей. Перед глазами игроков поле с кодовыми именами. Кто из них свой, кто чужой, участники должны догадаться, расшифровав наводку капитана.

Игровой набор

Материал для игры – карты, среди которых:

  • двусторонние карты со словами – 200 шт.;
  • схемы-ключи расположения своих и чужих – 40 шт. с подставкой;
  • жетоны персонажей: красных и синих агентов, мирных жителей, убийцы-маньяка – 25 шт..

В комплект входят песочные часы для ускорения процесса мозгового штурма.

Ход игры

Все участники делятся на две команды – красных и синих, каждая выбирает капитана на текущий раунд.

  1. Капитаны от обеих команд размещаются по одну сторону стола, сами игроки – по другую.
  2. На стол выкладывают квадрат 5Х5 из 25-ти карточек со словами – кодами агентов и мирных жителей.
  3. Капитаны вытягивают одну из 40 схем расположения агентов: в каком месте квадрата находятся свои, чужие, мирные жители – известно только им. По цветовым отметкам на схеме-ключе определяют, кто делает первый ход.
  4. Первый капитан сообщает своей команде слово, которое ассоциируется с именами своих агентов на схеме –ключе. Допустим, в квадрате на столе в тех местах находятся слова: бумага, босс, зарплата. Послав своей команде сигнальное слово «офис-3», капитан мотивирует её найти 3 слова на эту тему. В случае, если команда догадалась, удается закрыть карточками-агентами сразу три позиции. В случае неудачи на указанные командой слова лягут карточки мирного жителя или соперника.
Топ настольных игр для компании
Мнение эксперта
Степаненко Дмитрий Юрьевич
Продавец в магазине настольных игр
Посылая сигнал своей команде, капитан должен следить, чтобы под его ассоциацию не попало слово маньяка-убийцы – тогда команда проигрывает сразу.

Допустим, в нашем примере маньяк может скрываться под словами клей/печать/перекур и т. д. Неправильная реакция на слово офис – и погибли все. Прелесть игры в том, что интеллектуальное напряжение в ней сменяется эмоциональной разрядкой – и это состояние хочется повторять снова и снова.  

Монополия

Самая «буржуазная» из всех настольных игр – «Монополия» – появилась в США в период Великой депрессии.  Почти столетие она доходчиво раскрывает тайну американской мечты – через планомерное разорение своих соперников. Плюс игры – для нее достаточно двух игроков. Играть могут взрослые и дети, умеющие считать деньги – настолка научит тратить их с выгодой для себя.

Минус – игровой процесс длится монотонно, растягивается на несколько часов.

Сюжет

Имея на руках стартовую сумму денег и продвигаясь по игровому полю, участник приобретает недвижимость, финансирует её обустройство и стрижет купоны, когда соперник вынужден останавливаться на этой территории. Побеждает тот, кто сумеет остаться с деньгами, когда все остальные обанкротились.

Игровой набор

Комплектация игры разнообразна:

  • Деньги: участники изначально получают один и тот же набор купюр номиналом 1, 5, 10, 20, 50, 100 и 500 «монополий», остальная наличность хранится в банке.
  • Поле с фрагментами по периметру; каждая ячейка – жизненная ситуация для распоряжения своими финансами.

Ролевые карточки:

  • документы на право собственности – 28 шт.;
  • шанс: набор счастливых/несчастливых обстоятельств, которые вытягивает игрок, попавший на позицию «шанс» — 16 шт.;
  • общественная казна: карточки, приносящие игроку деньги или избавляющие от них – 16 шт.

Фишки:

  • фигурки игроков – 8 шт.;
  • фигурки домов – 32 шт.;
  • отели – 16 шт.;
  • игральные кости, выполняющие роль судьбы – 2 шт.

Классический русифицированный вариант «Монополии» принадлежит компании «Hasbro», она же выпускает другие современные версии этой игры.

Процесс игры

В начале игры назначается банкир: в банке сосредоточены деньги для размена и выдачи бонусов; карточки и документы на купленную недвижимость. Банкир раздает игрокам наличку по 1500 «монополий», следит за уплатой штрафов, аренды, налогов и т. д.

  1. Фишки игроков располагаются на старте. Первый участник делает ход и продвигается на число выпавших на 2-х костях очков.
  2. Попав на ячейку, игрок совершает финансовую сделку: покупает недвижимость (улицу, вокзал, коммунальный объект), приобретает дома, отели – все эти объекты удорожают пребывание на этой территории и могут принести собственнику прибыль.
  3. Попав на чужую территорию, игроку придется выплатить деньги за аренду – чем дороже район, тем больше денег он отдаст.
  4. Участник может оказаться в тюрьме – и заплатить выкуп за свое освобождение.
  5. Если игрок не хочет покупать недвижимость на территории, куда он попал, объект выставляется на аукцион.
  6. Когда игроку не хватает денег для оплаты аренды, он может заложить или продать свою недвижимость за полцены, а, объявив себя банкротом, покидает игру.
Топ настольных игр для компании

К популярным версиям «Монополии» относятся: «Маша и Медведь», «Банк без границ», «Империя», «Россия» и др.

«Русское лото»

Средневековое развлечение генуэзских аристократов иронией судьбы превратилось в русское лото. В романских языках термин «лото» объединял настольные игры, связанные с карточками и колонками цифр. Сегодня лото − это конкретная игра для любителей уютного безмятежного времяпрепровождения. Подходит также для общения бабушек-дедушек с внуками, уже знающими цифры, но еще не зависшими в Тик-Токе и «Майнкрафте».

Сюжет

Получив на руки карточку с цифрами, вы отдаете себя в руки случая. Каждый цифровой бочонок, вытянутый ведущим втемную, может закрыть ваше поле и приблизить к победе, а может отдалить от неё, если повезет соседу. Главное – не завидовать и надеяться на удачу. Страсти накаляются, если на кону лежат денежки.

Базовый набор лото

В классический набор лото входят:

  • Бочонки (деревянные, пластиковые) – с номерами от 1 до 90 с обеих сторон.
  • Фишки для закрытия озвученных цифр – 150-200 шт.
  • Карточки с цифрами, произвольно расположенными в 3 ряда – 24 шт.
  • Полотняные мешочки для бочонков и фишек – 2 шт.
Топ настольных игр для компании
Мнение эксперта
Степаненко Дмитрий Юрьевич
Продавец в магазине настольных игр
Бочонки из дерева – классика жанра лото, такие наборы передаются в семье по наследству как раритет.

Ход игры на деньги

На каждый раунд выбирают ведущего – он вытаскивает бочонки из мешочка и называет цифры. Одновременно ведущий может участвовать в игре и закрывать цифры на своих карточках. Участники покупают по одной или три игровые карточки. На кону образуется выигрышный фонд.

Ведущий выкрикивает очередную цифру (с шутками-прибаутками для веселья). Так, цифра «1» называется колом; «45» – «баба ягодка опять»; «43» — «Сталинградом»; «47» — «баба ягодка совсем»; «61» — «Гагариным»; «23» — «два притопа, три прихлопа» и т. д.  Все игроки закрывают соответствующие клетки на своих карточках.

  • При заполнении нижнего цифрового ряда игрок забирает весь выигрыш, раунд заканчивается.
  • При заполнении среднего ряда – участник получает 1/3 всех денег, остальные игроки вносят эту сумму в банк, и раунд продолжается.
  • При заполнении верхнего ряда карточки игрок произносит кодовое слово «квартира» − знак того, что остальные игроки должны внести дополнительный взнос в выигрышный фонд.

В средние века игра была запрещена сенатом Венеции как азартная. Сегодня русское лото вызывает лишь ностальгию по детству и неторопливым семейным вечерам.

Scrabble

 Лингвистическая игра «Скрабл» родилась в Америке в годы Великой депрессии в 30-х гг. XX в. Оставшиеся без работы интеллигенты создавали в то время настольные игры, зарабатывая на жизнь. «Scrabble» переводится как «поспешно перебирать, копаться, искать» − слова и буквы в уме.

Игра подойдет для 2-4 участников, настроенных на вдумчивый досуг, состязание в эрудиции и находчивости. Время раунда 40-90 минут − дети и даже подростки за это время заметно устают от умственного напряжения.

Сюжет

Имея на руках случайный набор букв, необходимо пристроить их к уже имеющимся на поле словам и образовать новые. Слова приносят баллы – чем больше получится их составить, тем больше шансов победить.

С 60-х гг. прошлого века в России была популярна игра «Эрудит» − бюджетный русскоязычный вариант, сохранивший все правила американского оригинала. Сегодня среди вариантов лингвистической игры интерес представляют «Scrabble Junior» − для детей от 5 лет; «Scrabble travel» − для игры в дороге и др.

Набор Scrаbblе

Комплектация лингвистической головоломки:

  • игровое поле 15х15 клеток − особыми цветами выделены бонусные клетки, которые повышают цену букв или слов, попавших на них.
  • фишки с буквами и ценой – всего 104; редко встречающиеся буквы представлены в меньшем количестве, но с более высокой ценой; все фишки помещены в непрозрачный мешочек.
  • подставки для фишек − 4 шт.
Топ настольных игр для компании

К началу состязания надо приготовить табличку на листке бумаги для подсчета очков у игроков после каждого хода.

Ход игры

Каждый участник берет из мешочка втемную 7 фишек с буквами и расставляет их на подставке лицом к себе.

  1. Выбранный по жребию первый игрок выкладывает слово, чтобы оно проходило через центр поля, стараясь выложить как можно больше своих фишек.
  2. Соперник добавляет к уже имеющемуся слову свои буквы так, чтобы они «цепляли» или пересекали старое слово и образовывали новое; все соседние буквы должны сливаться в законченные слова.
  3. После каждого хода участники добирают буквы, чтобы в их распоряжении всегда было 7 фишек.
  1. Если не удается выложить ни одну букву, игрок меняет несколько «нелюбимых» фишек на новые, но при этом пропускает ход.
  2. Игра заканчивается, когда партнеры трижды меняют буквы, но ни один из них не может добавить новое слово.

Подсчет очков

Очки в «Скрэббле» считают после каждого хода игрока.

  • В расчет берутся все новые слова, которые ему удалось образовать.
  • Складывается цена всех букв, в новых словах; если какая-либо из них проходит через бонусное поле, её цена умножается на 2 или 3.
  • Если слово проходит через бонусное поле, на 2 или 3 умножается его общая стоимость.
  • Игроку, сумевшему выложить за один ход все семь букв, полагается бонус в 50 очков.
Топ настольных игр для компании
Мнение эксперта
Степаненко Дмитрий Юрьевич
Продавец в магазине настольных игр
Классические правила ««Scrabble», предполагают использование в игре только существительных в начальной форме. В домашних состязаниях словарный состав можно расширять по своему усмотрению.

Пятница

Взбалмошная настолка с несерьезным названием «Пятница» подарит взрослым возможность по-детски подурачиться в солидной компании или кругу домочадцев. Понравится она и участникам молодежных тусовок – там, где ценятся интеллект, находчивость, быстрота мышления. Число игроков от 2-х до 6. Возраст − 12+. Длительность – сколько понравится.

Сюжет

На голове у вас появилась надпись о том, кто вы есть для окружающих. Задача: в считанные минуты составить череду вопросов так, чтобы установить «who are you?». Ответы на вопросы даются в режиме «Да-Нет». Песочные часы в это время отмеряют ваш путь к успеху или проигрышу.

Комплектация

В набор «Пятницы» входят:

  • Карточки с определениями – 194 шт.;
  • Обручи для закрепления карточек на голове;
  • Песочные часы;
  • Карточки с вопросами-подсказками для растерявшихся новичков – 6 шт.

Ход игры

Первый игрок берет любую из разложенных рубашками вверх карточек и вставляет её в обруч на голове. В течение минуты он с помощью наводящих вопросов должен догадаться о содержании надписи на лбу. В его распоряжении карточки-помогалки, но игрок может сам придумать вопросы – главное, чтобы ответы на них были односложными: «Да» или «Нет». Угадав за минуту свое «амплуа», участник оставляет карточку у себя до определения победителя. Выигрывает тот, кто соберет больше карточек.

Игра выпущена в 2015 г. стараниями сотрудников развлекательной телекомпании «Пятница». Сюжет с картами на лбу они подсмотрели в знаменитой сцене из фильма К. Тарантино «Бесславные ублюдки».  

«Волшебник Изумрудного города»

Провести 30—45 напряженных минут в обществе сына или дочки предлагает родителям настольная игра «Волшебник Изумрудного города». Персонажи сказки хорошо знакомы взрослым и детям, долго объяснять сюжет игры не придется. Способы колдовства требуют глазомера и ловкости рук – даже взрослым порой нелегко выполнить положенный трюк и совершить шаг к спасению команды Элли.  Игра рассчитана на детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

Сюжет

Колдунья Бастинда оседлала песочные часы и гонится за друзьями Элли – они найдут спасение в Изумрудном городе. Как только песок в часах перетекает вниз – злая волшебница продвигается на 1 клетку ближе к друзьям. Переместить каждого из 5 членов команды Элли можно только с помощью колдовства. Не всегда это удается быстро – и погоня становится все ближе. Успеют ли друзья спастись в городе Гудвина?

Топ настольных игр для компании
Топ настольных игр для компании

Игровой комплект

Набор в игре достаточно сложный:

  • Шестигранный кубик: каждая грань – это способ попадания магической фишки на карту заклинаний. Фишку можно задуть ураганом, бросить камнем, закинуть щелчком, керлингом, боулингом, скатить по наклонной, как санки с горы. Каждый способ чреват неудачей – фишка может попасть в кусты, а то и вовсе вылететь за границы поля. 
  • Поле погони: на нем тропинка к Изумрудному городу; секретные мосты и проходы; стартовая дорожка Бастинды.
  • Карта заклинаний – 9 различных способов действия по спасению убегающих.
  • Магические фишки – 3 шт. Главное богатство беглецов, с их помощью осуществляется спасительное колдовство.
  • Карта странных ошибок – 16 шт. На этих карточках дается задание, чтобы возвратить команде залетевшую в кусты магическую фишку.
  • Песочные часы – «конь» Бастинды. Он не стоит на месте, пока песок пересыпается. Через 2 минуты песок кончается – часы переворачивают, и колдунья продвигается вперед на 1 клетку.
  • Фишки персонажей (двусторонние): Элли, Тотошка, Дровосек, Лев, Страшила. Особым колдовством героя можно сделать невидимым, тогда Бастинда, догнав, не заметит его.

Правила игры подробно изложены в инструкции – с ней надо обязательно познакомиться в начале игры.

Ход игры

За один ход игрок должен успеть многое:

  • посмотреть, не пора ли Бастинду перемещать на новую клетку;
  • бросить кубик и определить, каким способом придется колдовать;
  • определенным способом закинуть магическую фишку на карту заклинаний, желательно на того персонажа, который больше всего нуждается в помощи;
  • исправить ошибку, если фишка попала в кусты – выполнить штрафное задание из карты странных ошибок;
  • передвинуть одного из Эллиных друзей вперед, согласно карте заклинаний.
Топ настольных игр для компании

Все надо делать быстро, песочек в часах неумолимо утекает − Бастинда подкрадывается все ближе. Команда проиграет, если она догонит хотя бы одного персонажа, не успевшего скрыться в городе Гудвина.  Маленькие игроки нуждаются в поддержке и одобрении всех членов команды – и в первую очередь родителей.

Видео-обзор топ настольных игр для компании

Автор статьи
Степаненко Дмитрий Юрьевич
Продавец в магазине настольных игр
Написано статей
51

Прикрепить фото (0/2)