Правила и стратегии в «Монополии»: как играть и побеждать соперников?
старше 8 лет
рейтинг
Кол-во игроков:
От 2 до 6 игроков
Время игры:
От 60 до 90 минут
Производитель:
«Монополия» стала мегапопулярной среди россиян в конце эпохи СССР, выпавшей на 80–90-е годы. Она была придумана в начале прошлого века в США. И, несмотря на то, что прошло столь много времени, армия поклонников не уменьшается.
Участники в легкой форме знакомятся с основными законами рынковой экономики, узнают преимущества и недостатки монополий, учатся планировать и рационально использовать имеющиеся в распоряжении средства. Цель «Монополии» — разорить соперников, покупая, сдавая в аренду или продавая недвижимость. Игра может продолжаться до тех пор, пока все участники, кроме одного, не покинут игру или у оставшихся окажется значительно меньше денег и активов, чем у лидера.
Комплект
В игре могут принимать участие до 8 человек, в том числе дети старше 8 лет, которые уже умеют считать.
Классический комплект «Монополии» включает следующие аксессуары:
- игровое поле;
- фишки игроков;
- карточки: право на собственность (28 шт.), «Шанс» (16 шт.), «Общественная казна» (16 шт.)
- дома (32 шт.);
- отели (16 шт.);
- кубики (2 шт.);
- пачка купюр.
На игровом поле есть три вида недвижимости:
- участки;
- ж/д вокзалы;
- коммунальные предприятия.
Перед игрой
Перед сражением за богатство подготавливают рабочий стол:
- Игроки выбирают себе фишки и размещают их на стартовой ячейке.
- Карточки «Шанс» и «Общественная казна» предварительно перемешивают, кладут на доску крапом кверху.
- Назначают Банкира — персонажа, который оперирует деньгами и проводит аукционы. Это может быть посторонний человек или один из игроков. Но он должен держать свои активы отдельно от банковских.
- Раздают игрокам одинаковый стартовый капитал — по 1500 долл. (номинал купюр и количество приводится в таблице).
Стартовый капитал по правилам с 2008 года:
Номинал купюры (долл.) | Количество в одни руки, шт. |
500 | 2 |
100 | 4 |
50 | 1 |
20 | 1 |
10 | 2 |
5 | 1 |
1 | 5 |
Всего: 1500 | — |
Банк
Банк хранит Карточки собственников, фишки Домов и Отелей, пока их не выкупят. Учреждение проводит различные выплаты, выдает кредиты, собирает налоги, штрафы, проценты.
Банк нельзя разорить. Но, если средства все же закончились, банкир может «издать» нужный объем денежной массы, написав на чистом листочке бумаги номинал купюр.
Ход игры
- Сначала определяют очередность, согласно которой игроки будут ходить. Каждый подбрасывает кубики.
- У кого выпадет больше всего очков, получает право первого хода, у кого меньше, вступает в гонку последним.
- Затем начинается игра. Каждый участник в установленной очередности выбрасывает кубики и передвигает фишку по направлению стрелки.
- Количество ходов соответствует тому, сколько очков выпало за бросок.
- Дальше действуют в соответствии с указанием клетки поля: покупают объекты, платят аренду, налоги, оправляются в тюрьму, отдыхают на стоянке, получают зарплату.
Дубль в «Монополии»
Равное количество очков на кубиках дает преимущества или наказывается.
Все зависит от количества таких комбинаций, выпавших в рамках одного хода:
- Один раз: игрок передвигает фишку на нужное количество клеток и повторно бросает кубики.
- Два раза: перемещаемся и кидаем кубики снова.
- Три раза: фишка игрока переходит в «Тюрьму».
Недвижимые активы
Игрок имеет право приобрести недвижимость, если остановится на свободной ячейке. Право собственности наступает после уплаты Банку суммы, в которую оценен объект. Взамен выдается Документ на право собственности. Эта карточка хранится лицевой стороной вверх (это важно), пока имущество не передадут в залог.
Если участник не желает тратиться или у него мало денег, объект продают на аукционе. Торги начинаются с любой суммы, озвученной кем-либо из игроков. Аукцион заканчивается самым выгодным предложением. Отказавшийся от покупки тоже может поторговаться, если увидит свою выгоду. По тем же правилам приобретаются и другие объекты.
Нужно стремиться приобрести все объекты в секторах одного цвета и создать монополию. Тогда игроку разрешают «строить» недвижимость в пределах участка.
Остановка на купленном участке
Участники «Монополии» обязательно попадают на клетки с недвижимостью. Владелец сразу получает арендную плату. Ставки указаны на карточках, выданных банком при покупке.
Размер аренды за остановку на клетке «Коммунальное предприятие» составляет:
- если в распоряжении соперника одно КП — очки на кубике умножают на 4;
- если соперник владеет двумя КП — очки умножают на 10.[/colonizator_col]
Если игрок попал на эту позицию после выполнения задания карточки «Шанс», то он сначала бросает кубики, а потом определяет размер аренды по принципу, указанному выше.
Плата за прохождение через чужую железнодорожную станцию тоже зависит от того, сколько таких объектов смог скупить ее владелец.
В таблице — суммы причитающихся выплат:
Количество станций | Сумма, долл. |
1 | 25 |
2 | 50 |
3 | 100 |
4 | 200 |
Переходя на клетку заложенного объекта, аренду не платят. Если хоть один объект на участке находится в залоге, то плату нельзя удваивать.
«Шанс»
Если остановились на ячейке «Шанс», тянут карточку с заданиями, которые сразу выполняют. Исключение — карточка «Бесплатно освободитесь от тюрьмы».
Ее используют не сразу, если нет необходимости, а сохраняют до подходящего момента или продают конку арендам по договорной цене.
Если по карточке «Шанс» игрок переходит в «Тюрьму», и ему при этом нужно пройти через старт, премия не выплачивается. Всего в комплекте 16 карточек. После выполнения задания карточки кладут в низ колоды.
Налоги (казна)
Игроки платят налог на роскошь в размере 75 долл. Взымается также подоходный налог в размере 100 долл. (ранее 200 долл. или 10% от суммы на руках, по предварительной договоренности).
Бесплатная стоянка
Здесь игрок просто пропускает один ход. Но при этом он не теряет права на участие в аукционе, взимание аренды, заключение сделок и т. п. Ни штрафы, ни поощрения для этой позиции не применяются.
Тюремное заключение
Игрок отправляется в Тюрьму в нескольких случаях:
- трижды за один ход выпал дубль;
- переход в ячейку «Отправляйтесь в тюрьму»;
- карточка «Шанс» приказывает перейти в ячейку.
Если игрок переходит на клетку Тюрьма после выброса кубиков, то он не лишается очередного хода и не обязан платить штраф. Считается, что он просто побывал на экскурсии в этом месте.
Выходят из Тюрьмы, выполняя одно из трех условий:
- внести в Банк штраф, согласно тарифам (обычно 50 долл.);
- отдать карточку бесплатного освобождения;
- пропустить три своих хода.
Дома
Когда приобретены все участки в рамках одного цветового сегмента, игрок, которому они принадлежат, может начинать строительство Домов (в комплекте 32 фишки).
При этом аренда для остальных участников увеличивается.
За строительство Дома тоже вносится плата, ее размер указывается в Документе на право собственности.
К строительству предъявляются определенные требования:
- застройка должна быть равномерной: второй дом нельзя строить, пока на всех участках не возведено по первому, третий — только после завершения второго и т. д.;
- стройка запрещена, если хоть один объект на одном цветовом участке заложен.
Продажа домов тоже должна быть равномерной.
Если на участке началось строительство, то соперники платят повышенную арендную плату, независимо от того, попали они на застроенную клетку цветового участка или без Домов и Отелей.
Если в Банке закончились Дома, нужно подождать, пока в Банк вернут фишки. Если фишек Домов меньше, чем намереваются купить разные игроки, Банкир проводит аукцион. Стартуют с цены, указанной в Документе на право собственности. Побеждает тот, кто заплатит больше других.
Отели
Отели разрешается покупать только после строительства четырех Домов на каждой ячейке в рамках цветового сегмента. В одной ячейке может быть только один Отель. Если фишки в Банке закончились, ждут, пока их туда продаст кто-то из игроков.
Продажа имущества
Игрок имеет право продавать конкурентам напрямую свои активы и др. Но правила ужесточаются для занятых постройками ячеек. Сперва участок «разгружают» — Отели и Дома цветового сегмента продают Банку.
Дома продают за ту же цену, что и покупали, а гостиницы — за 50% от первоначальной стоимости и сразу обменивают на 4 дома.
Банковский кредит
В Банке можно взять заем под залог недвижимости. Делают это так:
- Переворачивают Документ на право собственности тыльной стороной и уточняют сумму залога.
- Банкир выдает кредит.
Карточку оставляют перевернутой до тех пор, пока не погасят долг. Размер возвращаемой суммы должен быть на 10% больше, чем выдал Банк.
При попадании на заложенный участок игроки не платят ничего. Но это требование не распространяется на другие объекты должника.
Банкротство
Банкротом объявляется участник, который должен больше, чем стоят его активы. Он выбывает из игры. Если разорившийся задолжал Банку, учреждение получает все его имущество, которое потом продает с аукциона.
Если долги возникли перед соперником, Дома и Отели продаются за 50% от стоимости, выручка отдается кредитору. Он также получает документы на имущество, карточки об освобождении от Тюрьмы. За заложенные активы кредитор сразу вносит в Банк 10%, а затем решает, нужно ли выкупать объекты.
Игрок не может объявить о своем банкротстве, если есть какой-либо способ оплаты долгов, включая продажу недвижимости в убыток себе. Он остается в игре, даже если знает, что разорение неизбежно.
Если на руках осталась карточка «Бесплатно освободитесь из тюрьмы», банкрот обязан вернуть ее в стопку «Шанс».
Советы для победы
Эти советы помогут выиграть или хотя бы избежать банкротства:
- Первыми всегда закладывают одиночные объекты.
- Если нужно заложить имущество, то лучше пожертвовать объектами, которые находятся ближе к ячейке старта, одиночными коммунальными предприятиями, станциями, группой коммунальных предприятий.
- Лучше всего отказаться от залога авеню, центральной набережной.
- Заложенную собственность рекомендуется выкупать, только если в ней развито от трех домов.
Свободную недвижимость имеет смысл приобретать в таких случаях:
- Свободны и другие объекты в этом цветовом сегменте;
- Появилась возможность занять весь сегмент;
- Нужно помешать конкуренту контролировать участок;
- Свободная ячейка находится в оранжевой группе, поскольку именно сюда по статистике чаще всего попадают игроки.
Оранжевая отрасль считается одной из наиболее перспективных. Здесь располагается тюрьма, в которой игроки часто застревают. Удачно сбалансированы и цены. Участок легко застроить. Не слишком богатые участники разоряются здесь при первом неудачном ходе.
Покупая какой-либо объект недвижимости, нужно планировать захват всех ячеек одного и того же цвета. Это даст конкурентные преимущества и постоянную прибыль.
Как уже говорилось, попадая на чужую клетку, игрок должен заплатить ее владельцу. Но сделать он это должен до того, как следующий участник бросит кости. Если владелец не потребует надлежащей ему суммы до этого момента, то потом платить уже не нужно.
Другие правила «Монополии»
- Бывает, что не хватает денег на оплату аренды за заход на чужую ячейку. Тогда недостающую часть суммы можно внести незастроенной недвижимостью.
- Игрок вправе оценить участок выше, чем указано в карточке собственности.
- Покупатель иногда находит сделку выгодной — например, когда нужно помешать кому-то создать монополию или достроить свою.
- Игроки не имеют права давать деньги взаймы. Ссуду предоставляет только Банк под залог недвижимости.
- Если кубики скатываются с доски (один или оба), падают, сталкиваются с преградой, бросок не засчитывается. Тогда участник бросает кости повторно.
Хасбро ввело такие неписанные правила (хоумрул) в «Монополии»:
- Для налогов и штрафов создают отдельный банк. Средства из него забирает тот, кто встал на «бесплатную стоянку».
- Остановка в ячейке «Вперед» приносит игроку вдвое больше монет (400), чем просто переход на другой круг (200).
- Игрок, находящийся в «Тюрьме», лишается аренды.
- В первом круге участникам запрещено что-либо приобретать.
- Комбинация 1-1 на кубике приносит ходившему 500 монет из банка.
Последнее правило придумали поклонники «Монополии». Согласно ему, здания запрещается продавать за сумму, превышающую его двукратную стоимость, плюс 100 монет (например, если стоимость объекта 500 долларов, то продавец просит не больше 1100 монет).
Хоумрул — правила, не описанные в официальной инструкции. Они влияют на ход и продолжительность процесса. «Монополия» и без того долгая игра, поэтому данные правила соблюдают редко.
Красный кубик
В игре «Монополия» может быть третий красный кубик, который бросают с белыми. Три его грани содержат 1, 2, 3 очка, которые суммируются с количеством на белых костях.
- Автобус означает, что игрок может переместить свою фишку на позицию, что соответствует очкам на любом из белых кубиков, либо же их сумме. Допустим, выпала комбинация автобус, 4, 6. Игрок перемещается на 4, 6 или 10 ячеек вперед.
- Человечек Мистер Монополия позволяет передвинуть фишку вперед на столько клеток, сколько выпало очков на белых кубиках.
- Если конечная клетка выкуплена, правила разрешают сделать шаг на следующую незанятую клетку. Когда все позиции выкуплены игроками, передвигаются на следующую клетку, у которой есть владелец, и платят аренду.
- Еще одно нововведение — хет-рик, когда на всех трех кубиках одинаковый результат. Тогда участник может перейти на любую ячейку игрового поля.
При расчете арендной платы считают, что Мистер Монополия и автобус стоят 0 очков. Остальные значения прибавляются к полученным на белых кубиках.
Эпоха цифровых технологий диктует свои правила. Поэтому в «Монополию» теперь можно играть на компьютере, смартфоне, консолях. Основные правила там почти те же, но с учетом возможности искусственного интеллекта. Например, все процессы по подсчету ведутся автоматически.
Поэтому игроки не отвлекаются на посторонние дела и полностью отдаются процессу. Однако, бумажные версии «Монополии» все еще популярны и не сдают позиции, даже несмотря на немалую стоимость комплекта.
Обсудим?
Классная игра для всей семьи или для компании. Мы играем семьей, занятие на целый день, минимум часа на 3-4. Увлекательно, познавательно, развивает стратегическое мышление не только у детей, но и у взрослых. Правила сначала упрощали, детям 7-9 лет тяжело упомнить и соблюдать все, теперь постепенно добавляем.
Классика всех настольных игр, играю в нее с самого детства. Нужно покупать землю, сдавать ее в аренду и на этом зарабатывать. Главная цель — разорить всех соперников и не стать банкротом. Очень азартная игра, может затянуть на несколько часов.
Играю с самого детства, ни разу не надоела. Отличная возможность применить на себе роль магната и развить свои аналитические способности. И самое главное в любой игре — это азарт. Тут он просто зашкаливает. Можно играть часами, ведь главная цель — сделать своих противников банкротами, а самому завладеть огромным капиталом.
Очень любим играть в данную игру с друзьми. Отличная возможность научиться грамотно распоряжаться своими средствами и при этом стать настоящим магнатом. Игра очень азартная, ведь главная цель — сделать своих противников банкротами.