Настольная игра Каркассон: увлекательная стратегия в духе средневековья
старше 7 лет
рейтинг
Кол-во игроков:
От 2 до 5 игроков
Время игры:
От 35 минут
Производитель:
Жанр:
Настольная игра Каркассон – авторская игра-стратегия Клауса-Юргена Вреде, названная так по имени средневекового замка на юге Франции. Несмотря на кажущуюся простоту правил, игровой процесс захватывает – для победы понадобится и удача, и умение мыслить логически, и стратегическое видение ситуации.
Даже в базовом варианте «Каркассон. Средневековье» порадует и детей, и взрослых. А с достаточно внушительным числом появившихся официальных дополнений и их усовершенствованными правилами увлекательное времяпровождение в кругу семьи или компании друзей гарантировано далеко не на один вечер.
Участники игры открывают карту земель с дорогами, монастырями и городами. На каждом открытом участке местности они могут расставлять своих подданных (миллы).
Каждый из них в удачно выбранной позиции приносит победные очки.
Конечная цель игры – получить как можно большее количество очков за размещенных миллов.
Чтобы ее достичь игроку придется проявить интуицию, стратегическое мышление, умение видеть ситуацию в динамике.
По итогу, даже самые «дорогие» монахи или рыцари могут оказаться бесполезными, а незаметный крестьянин принести желанную победу.
Для кого создана настольная игра Каркассон
Игра отлично подойдет для:
- Детей от 5 лет (как показывает практика, они понимают правила даже быстрее и лучше, чем их старшие товарищи или родители).
- Небольшой компании из 2-5 игроков, причем все они могут быть разного возраста. Играть будет интересно и в семье с детьми, и во взрослой компании.
- Поклонникам стратегий с элементами случайности.
- Любителям настольных игр на средневековую тематику, с волшебными (в игре с дополнениями) или экзотическими (в некоторых новых версиях) сюжетами.
Что входит в комплект игры
В базовый игровой набор включены:
- Квадраты местности (тайлы) – 72 шт.
- Фишки подданных (миллы) – 40 шт. (по 8 шт. одного цвета, 5 цветов в наборе).
- Брошюра правил.
- Счетная дорожка для отражения хода игры и подведения итогов.
- Упаковка – коробка с ярким сюжетным рисунком.
Как играть
Процесс игры в «Каркассон. Средневековье» может показаться достаточно простым, но от этого он не становится менее увлекательным. Итак, игроки собрались за столом, упаковка открыта, правила прочитаны. Самое время начинать.
Подготовка
Перед началом игры нужно:
- Выложить в центр стола начальный квадрат (отличается от остальных темным фоном на обратной стороне). У всех игроков должен быть свободный доступ к пространству, чтобы им было удобно выкладывать следующие тайлы и расставлять подданных.
- Разместить на столе дорожку для подсчета очков.
- Раздать каждому участнику по 8 миллов. 7 из них он отправляет в резерв, 1 размещает на стартовой позиции дорожки.
- Перемешать тайлы (квадраты местности), сложить их обратной стороной вверх.
- Определить очередность ходов игроков.
После выполнения всех этих действий первый игрок делает ход.
Ход игрока
Ход игрока включает 3 этапа:
- Выбор, открытие и выкладывание квадрата местности.
- Размещение миллов.
- Подсчет очков (если требуется после выполнения предыдущих действий).
Работа с тайлами
Когда приходит очередь игрока делать ход, он, первым делом, берет из стопки закрытый квадрат. На каждом из тайлов изображен фрагмент местности. Он может включать:
- поля;
- участки дороги и перекрестки;
- части городов со стенами;
- монастыри.
Задача игрока — присоединить новый квадрат к уже выложенным (сыграть квадрат).
При этом обязательно соблюдаются несколько правил:
- Каждый из тайлов должен соединяться с ранее размещенными хотя бы одной стороной.
- При соединении квадратов дороги, стены городов и поля должны продолжаться. Полученная карта местности должна оставаться цельной.
Если расположить квадрат с соблюдением правил не удается, его нужно убрать к еще несыгранным и выбрать другой.
В обсуждении места расположения тайла принимают участие все игроки. Если правильных вариантов его размещения несколько, выбор места остается за активным игроком.
Размещение фишек подданных
После того, как квадрат местности добавил очередной фрагмент карты, игрок переходит к размещению подданных.
Этот этап также подчиняется строгим правилам:
- За один ход нельзя выставить более 1 милла на карту.
- Разместить фишку можно на только что сыгранном самим игроком квадрате.
- Подданный может располагаться на поле, дороге, в городе или монастыре.
- Для фишки выбирается только одно конкретное место – одновременно занимать дорогу и поле, дорогу и городскую стену, стену и поле и т.д. милл не может.
- Фишка для размещения берется из имеющегося у игрока резерва. Уже расставленные на карте фишки не передвигаются, если это не предусмотрено правилами дополнений.
- Нельзя выставить фишку на поле, дороге или в городе, если на них уже есть подданные другого игрока.
Если в резерве у игрока не осталось миллов, он пропускает этап размещения фишек на карте.
На дороге, в городе, на поле может оказаться более одной фишки одного или нескольких игроков. Такое возможно, когда миллы выставляются на фрагменты дорог, стен или полей до их слияния в единое целое.
По окончании этапа выкладки фишек возможно 2 варианта продолжения игры:
- Переход хода к следующему игроку.
- Подсчет очков. Он начинается в том случае, если сыгранный квадрат привел к окончанию строительства дороги, города или монастыря.
Объекты и правила промежуточного подсчета очков
Сумма набранных игроками очков при промежуточном подсчете зависит от объекта, который его вызвал и количества подданных на нем.
Для каждого из объектов на карте действуют свои правила.
Дорога:
- Считается построенной, если ее концы приводят к перекрестку, монастырю или городу.
- Превращает каждого размещенного на ней подданного в разбойника.
- Приносит игроку, чей разбойник расположен на ней, по одному очку за каждый квадрат, через который проходит.
При нескольких подданных на одной дороге вступают в силу правила:
- Если все они принадлежат одному игроку, подсчет очков ведется по обычным правилам (1 очко за квадрат, вне зависимости от количества миллов).
- Если на дороге в равных количествах оказались фишки нескольких игроков, каждый из них получает полную сумму очков, которые приносит дорога.
- Если число фишек разных игроков на дороге различается, очки получает только тот, чье количество миллов оказалось наибольшим.
Город:
- Строительство завершается, когда стены образуют полное кольцо.
- Превращает каждого милла в рыцаря.
- Может содержать щиты внутри городских стен. Их количество учитывается при подсчете.
- Приносит по 2 очка за каждый занятый городом квадрат игроку, чей рыцарь находится внутри стен.
- Добавляет по 2 призовых очка за каждый щит.
Ситуации с несколькими рыцарями в городе рассматриваются аналогично случаям нескольких разбойников на дороге.
Монастырь:
- Рассматривается как полностью построенный, если его окружают все 8 квадратов местности (размещены все тайлы, примыкающие к сторонам и углам, квадрат с монастырем).
- Превращает милла в монаха.
- Дает в копилку игрока, чей монах разместился в монастыре, 9 призовых очков.
По завершении промежуточного подсчета очков игроки:
- Перемещают свои фишки на дорожке подсчета на число позиций, равное набранному количеству очков.
- Убирают в резерв своих подданных с завершенных дорог, из полностью построенных городов и монастырей.
- Продолжают игру с переходом хода к следующему участнику.
На дорожке подсчета очков максимальное их количество – 50. Если игроку удается набрать больше, он может отправить свою фишку на следующий круг.
Завершение игры и окончательный подсчет очков
Игра продолжается, пока все квадраты местности не окажутся выложенными на поле.
Другая ситуация — если ни один из оставшихся тайлов невозможно разместить в соответствии с правилами.
По окончании производится финальный подсчет очков и определение победителя.
Итоговый подсчет
Очки по окончании игры начисляются за подданных в недостроенных объектах и на полях.
Игрок, чьи миллы имеются в недостроенных объектах (городах, монастырях, дорогах), получает:
- По 1 очку за каждый квадрат, через который проходит недостроенная дорога.
- По 1 очку за каждый квадрат, занятый недостроенным городом, и по 1 — за каждый щит в нем.
- По 1 очку за каждый квадрат, примыкающий к недостроенному монастырю (по сторонам и углам), и 1 – за сам квадрат с монастырем.
Ситуации, когда на объекте несколько подданных, рассматриваются по аналогии с законченными объектами.
После подсчета очков за незавершенные объекты рекомендуется убрать с них всех подданных и передвинуть фишки по дорожке. Это существенно упростит расчет за поля.
Поля:
- Являются участками местности, ограниченными со всех сторон дорогами, стенами городов и краями карты.
- Превращают подданных на них в крестьян. Крестьяне не участвуют в раздаче очков в промежуточных подсчетах, не переносятся в резерв и сохраняют свое положение до конца игры.
- Учитываются только при окончательном подсчете очков и приносят хозяину по 3 очка за завершенный город, с которым граничит каждое из них.
Хозяином поля считается игрок, число крестьян которого на этом поле больше.
При равенстве количества крестьян поле получает нескольких хозяев.
В этом случае очки начисляются полностью каждому из них.
Незавершенные города, граничащие с полями, в расчете очков не учитываются.
Победителем по окончании подсчета становится тот игрок, чья фишка лидирует на дорожке.
Версии игры и дополнения
Игра «Каркассон. Средневековье» оказалась весьма удачной. В результате, создатели, по просьбам фанатов, выпустили несколько стилизованных и более продвинутых версий Каркассона:
- «Каркассон. Сафари.» Действие игры переносится в Африку, изменены тайлы и несколько модифицированы правила.
С 2019 г. в продажу поступило 2-е издание игры «Каркассон. Королевский подарок». Фактически, это тот же базовый вариант Каркассона, но с официальными дополнениями из серии «Предместья и обитатели». Дополнения внесли в игру:
- Новые тайлы с дополнительными объектами местности, например, рекой, вулканом и др.
- Разновидности миллов, такие как Крупный подданный, Аббат, Мэр, Зодчий, Пастух.
- Карточки для персонажей – Дракон, Принцесса, Король, Граф, Фея.
- Новые фишки – Мост, Башня и др.
- Дополнительные объекты для строительства, например, Замки, Базары.
Более разнообразным стал и набор действий игроков.
Так, Дракона можно отправить в полет, во время которого он «съест» подданных, а после строительства Базара можно провести торги.
Словом, игра с дополнениями стала еще ярче и интересней.
Кстати, получить дополнения достаточно просто – следует просто заказать их в магазинах, продающих Каркассон, или непосредственно обратиться к официальному российскому производителю – Hobby World (ООО «Мир Хобби»).
Некоторые интернет-магазины и вовсе предлагают тайлы и карточки для распечатки.
Словом, настольная игра Каркассон сможет стать настоящим семейным развлечением или способом без скуки провести время в небольшой компании.
Простые правила, элемент случайности и необходимость стратегического подхода сделают ее интересной для детей и взрослых. А наличие многочисленных дополнений, вносящих разнообразие в карту местности и правила, поможет провести за ней ни один день.