Стратегия «Шакал»: подробные правила популярной игры
старше 6 лет
рейтинг
Кол-во игроков:
От 2 до 4 игроков
Время игры:
От 10 минут
Производитель:
Жанр:
«Шакал» придуман в 70-х года прошлого века не где-нибудь, а в стенах самого Московского государственного университета. Это увлекательная игра с уникальной игровой механикой. Ее авторы —математики и физики. Одна из лучших отечественных стратегий полюбилась взрослым и детям.
Часок, проведенный за столом вместе с детьми, не будет потрачен впустую: «Шакал» развивает умение мыслить стратегически, системно, логически. Ближе к середине схватка настолько усложняется, что напоминает шахматную партию.
Необитаемый остров и его сокровища
Шакал — так по легенде зовут пирата, который оставил награбленные сокровища на необитаемом острове в Карибском море. Как водится в пиратских романах, карту, на которой отмечено место с закопанным добром, пират разорвал на кусочки и раздал членам команды.
Цель игроков — узнать, где находятся пиастры и унести на свой корабль как можно больше золота, опередив соперника.
В классический комплект игры «Шакал» входят:
- карточки-ячейки, из которых формируется игровое поле — 117 шт.;
- корабли — 4 шт. (по одному на каждого игрока);
- деревянные фишки (символизируют пиратов, прибывших на остров) — 12 шт. (по три на корабль);
- монеты — 37 шт.
Выпускается стандартный и ВИП-комплект игры «Шакал».
Второй встречается в продаже не часто, поскольку издается небольшими тиражами: его стоимость в 8 раз превышает цену на эконом-версию.
В премиальных изданиях черный футляр сделан из массива бука. Правила напечатаны на толстом картоне.
Монеты отлиты из металла (в стандартной версии — пластмассовые). Фигурки также изготовлены из металла четырех цветов. Карточки для поля — тяжелые, пластиковые (в бюджетном издании — из прессованного картона).
«Шакал» — прекрасный способ скоротать время в дороге. Поэтому издатель выпустил и миниатюрную версию, которая поместится на небольшом столике в купе поезда.
Сюжет игры
Игра отсылает к известным литературным произведениям о пиратах — «Одиссее капитана Блада» Рафаэля Сабатини и «Острову сокровищ» Роберта Льюиса Стивенсона, которые были очень популярны в 70-х годах прошлого века.
Молодое поколение, конечно же, в первую очередь вспомнит «Пиратов Карибского моря» и находчивого Джека Воробья в исполнении блистательного Джонни Деппа.
События игры развиваются на необитаемом острове. К забытому Богом клочку земли в океане прибывают корабли с командами пиратов. Пришельцы исследуют «остров» — игровое поле, открывая закрытые карточки. Они могут носить сокровища, воевать с соперниками, выполнять другие действия — знакомиться с местными жителями, сидеть в крепостях или летать на воздушном шаре.
Но интереснее всего перехватывать других пиратов, которые уже раздобыли «золотые», спрятанные когда-то Шакалом. Хитрым и изобретательным удается украсть не одну монету, а сразу весь клад, едва охраняющий конвой потеряет бдительность или удалится на безопасное расстояние.
Кому понравится игра
«Шакал» создан для тех, кто любит стратегии, и подходит для всей семьи — родителей и детей старше 6 лет. Игра скрасит обеденный перерыв в офисе.
Играть по правилам «Шакала»
Перед тем, как начать игру, нужно подготовить игровое поле. Из 117 карточек получают квадрат без углов, размером 11х11 клеток, длина крайних рядов — 9 клеток. У пятой (средней) клетки с каждой из сторон размещают «корабль» с тремя матросами на борту (фишки одного цвета).
Общие
- В игре принимают участие от 2 до 4 игроков. В первом случае противники могут взять по два корабля, располагая их на противоположных берегах.
- Первым ходит игрок с белыми фишками. Далее в игру вступает сидящий слева и т. д. Определить цвет фишек можно при помощи кубика для игры в кости.
- Кто выбросил больше очков — тот и берет себе «белую» команду. Игрок со вторым результатом занимает место слева и т.д. Именно в такой очередности и будут ходит пираты.
- За один ход ходит либо один пират, либо один корабль. Игрок не может пропускать ход, даже если любой шаг для него проигрышный. На одной клетке могут пребывать несколько пиратов с одного корабля.
Играть можно по одному или попарно. Во втором случае партнером считается тот, чей корабль строит у противолежащего берега. Обычно белая команда играет с черной, а красная — с желтой. При этом последовательность ходов такая же, как и при одиночной игре.
У парного варианта есть несколько преимуществ:
- пираты сотрудничающих команд тоже могут находиться на одной клетке;
- все моряки используют свой и дружественный корабль (за некоторыми исключениями) для переправки и складирования золота.
В случае удара соперником каждый пострадавший пират возвращается только на свой борт. Если игра ведется парами, то учитывают золото, которые суммарно добыли обе команды.
Значение клеток поля
Существует несколько типов ячеек:
- пустые (40 шт.) — пират в следующий ход выбирает любую из окружающих клеток;
- со стрелками (21 шт.) — попадая на такую карточку, пират сразу передвигается в указанном направлении;
- кони (2 шт.) — с них охотники за сокровищами делают Г-образный ход, как в шахматах, при этом открывается только финальная клетка;
- пушка (2 шт.) — отправляет пирата в море в том направлении, куда смотрит дуло (если рядом окажется корабль противника, то пират гибнет);
- капкан (3 шт.) — моряк остается на ячейке до тех пор, пока его не спасет товарищ из той же или дружественной команды (иногда этого члена команды лучше оставить на клетке, если нужно быстро погрузить монеты на корабль);
- лед (6 шт.) — повторяется предыдущий ход: например, если двигались «конем», повторяют ход буквой Г (маршрут по форме может отличаться), по стрелке — перемещаются на одну клетку в том же направлении, перешли направо — аналогично;
- крепость (2 шт.) — ячейка спасает от гибели одного или нескольких пиратов из своей и дружественной команды;
- крепость с туземкой (1 шт.) — здесь можно оживить погибших матросов (каждый ход возвращает на корабль одну фишку своего цвета), но сюда нельзя зайти с монетами;
- бочонок с ромом (4 шт.) — очутившись на такой клетке, пират пропускает один ход, но его товарищи по-прежнему могут передвигаться по полю;
- крокодил (4 шт.) — чтобы хищник не слопал охотника за сокровищами, нужно вернуться на предыдущую клетку;
- людоед (1 шт.) — пират выбывает из игры, причем вместе с монетой, но может быть воскрешен;
- воздушный шар (2 шт.) — попав сюда, моряк с монетой или без сразу оказывается на своем корабле;
- сундук с деньгами (16 шт.) — после переворачивания на карту выставляют столько пиастров, сколько указано римскими цифрами, а затем по одной относят добро на корабль;
- самолет (1 шт.) — переносит моряка самого или с грузом на любую клетку, а если пират после этого попал на лед, то он снова может перейти в любое место на острове.
Самолет используется только один раз за игру. Если с ячейки походили на соседнюю клетку, то ход все равно считают использованным.
Чтобы не потратить зря выгодную позицию, лучше в этом месте оставаться до тех пор, пока не появится благоприятный момент.
Но нельзя забывать, что враг способен отнять летательный аппарат, ударив пирата и отправив его на судно.
Особая группа клеток — «вертушки». Они интересны тем, что на них, не переходя на соседние ячейки, нужно выполнить несколько шагов. «Вертушки» бывают разных видов.
Виды вертушек (всего 12 карточек):
Название клетки | Количество в комплекте, шт. | За сколько шагов возможен проход ячейки |
Джунгли | 5 | 2 |
Пустыня | 4 | 3 |
Болото | 2 | 4 |
Горы | 1 | 5 |
Как ходят корабли
Суда двигаются тогда, когда на них есть хотя бы один пират. Максимальный шаг — 1 клетка.
Плавсредствам разрешено маневрировать только вдоль своего берега (9 клеток). Им запрещено заплывать за угол или на чужой берег.
Корабли без пиратов не могут передвигаться, и до возвращения членов экипажа стоят у причала.
Как ходят пираты
Пираты сходят на берег прямо, только на прилегающую к борту судна клетку. Возвращаться на свой корабль они могут прямо или по диагонали. При парной игре их приютит судно команды сообщника.
На острове пират ходит на прилегающую клетку поля, в том числе и по диагонали. При этом одновременно открывается карточка, на которой он очутился. Игрок сразу выполняет задания, написанные на ней. В некоторых ячейках указания можно выполнить позже (например, можно остаться в крепости или рядом с самолетом).
Перед ходом нельзя заглядывать в карточки, чтобы понять, куда выгоднее ходить. Переворачивают каждый элемент движением руки от себя. Но можно ходить по открытым участкам, выполняя приказы.
Для быстрого возвращения на родную палубу можно воспользоваться клетками:
- стрелки;
- конь;
- воздушный шар.
Если один или два пирата погибли, то лучше передвигаться по уже открытым клеткам. Закрытые ячейки грозят неприятными сюрпризами.
Во время разведки стараются избежать близости к вражескому кораблю: как только пират зайдет на борт (к этому его может принудить, например, карточка со стрелкой), то сразу погибнет.
Моряки умеют плавать вдоль берега — не дальше, чем на одну клетку, огибать остров вплавь. Но вот прыгать с берега в море им нельзя, как и выбираться на сушу из воды.
Добыча золота
На поле спрятано 16 кладов. Если на клетке, куда ступила нога пирата, нарисован сундук с богатствами, то на нее выкладывают монеты — столько, сколько указано римскими цифрами.
Но «выкопанное» золото еще не является выигрышем: монеты сначала нужно перенести на корабль:
- Один пират переносит только одну монету. Двигаться обратно на корабль нужно по открытым клеткам.
- Запрещено вступать в схватку с врагом, если на руках монета. Но деньги можно оставить и перейти в нужную прилегающую клетку, чтобы дать отпор противнику.
- Если пирата с монетой ударил соперник, то пострадавший отправляется на корабль, а его добыча остается на той же клетке.
- С монетой плавать нельзя: бренный металл тонет в воде (совсем выводится из игры), хотя сам пират продолжает движение.
Монету оставляют только на клетках, в которых можно остановиться. Конь, стрелка, воздушный шар, лед для этого не подходят.
Убить пирата Била
Смерть пирата означает, что его фишка выбывает из игры. Убить члена команды соперника можно несколькими способами:
- вынудить его перейти в клетку с вражеским кораблем;
- прийти на клетку, символизирующую море, где уже находится фишка соперника;
- заставить его пойти в клетку к людоеду;
- загнать его в цикл — положение, когда моряк не может двигаться никуда дальше, и перемещается по закольцованному маршруту — например, если рядом две ячейки с зеркально отраженными стрелками.[/colonizator_col]
Пирата можно оживить. Для этого нужно попасть в крепость, где живет туземка. Новорожденный пират выходит из крепости.
Битва
В игре существует понятие «удар». Это значит, что соперник пришел в клетку, где стоит пират из конкурирующей команды. В этом случае уже стоявший на позиции моряк отправляется на корабль и остается в игре. Поклажа, если таковая имелась, остается на месте.
Если пиратов было несколько, то пришедший в ячейку последним моряк выбивает всех. Также нужно учитывать, что побить врага может лишь моряк без поклажи. Если с ним была монета, ее нужно оставить на прежнем месте и тогда нападать на недругов.
Вертушка — единственная клетка, на которой могут одновременно находиться несколько пиратов или противостоящих лагерей. Но побить врага даже в ней можно, проходя тем же маршрутом. Например, если зашедший на «болото» моряк находится на 3-й кочке, а потенциальная жертва — на 4-й.
Другие игры
Существуют вариации игры «Шакал», которые отличаются не только формой исполнения, но и правилами. Так, в продаже представлена дополненная игра «Шакал Остров Сокровищ». Тут уже прямая отсылка к произведению Р. Л. Стивенсона.
Помимо основного комплекта, сюда входят:
- 4 клетки кораблей, на которые нужно перегружать сокровища;
- рамка под игровое поле;
- местные жители — 3 шт.;
- 10 бутылок с посланиями;
- сокровище с испанского галеона — 1 шт.
Как пишут в отзывах поклонники, дополненная игра добавляет спонтанности и продлевает операцию по поиску сокровищ.
Правила «Шакала» только с первого взгляда кажутся сложными. Они легко усваиваются в процессе игры. А вот над тактикой и стратегией нужно поработать. Вероятных комбинаций, ведущих к победе и поражению — тысячи. Поэтому в каждую партию есть над чем подумать. Но этим стратегия и интересна. А если не с кем развлечься, то компанию составит компьютер или смартфон — игра представлена и в цифровом формате.