Настольная игра «Серп»: не упусти свой шанс в борьбе за Восточную Европу

Автор статьи
Харитонов Константин Сергеевич
Время на чтение: 28 минут
АА
Серп Серп Серп
14+
Для детей
старше 14 лет
4.6
Игровой
рейтинг

Кол-во игроков:

От 1 до 5 игроков

Время игры:

От 90 до 180 минут

Производитель:

Настольная игра «Серп» стала настоящим событием в год выхода (2016). Тогда она была самой обсуждаемой новинкой индустрии и самым ожидаемым среди подобных проектов на Кикстартере, где, кстати, собрала более 1.8 млн. долларов.

Знакомство с этой стратегией показывает, что игра того стоит. Здесь есть все, чтобы здОрово провести время за игровым столом – великолепное оформление от Якуба Розальского, продуманная игровая механика и множество путей, приводящих к успеху.

О чем игра «Серп»?

Серп

Действие настольной игры Серп разворачивается в альтернативной реальности в 20-е годы XX века. Недавно между ведущими государствами Восточной Европы, после нескольких лет Великой войны, заключен мир, постепенно налаживается жизнь. Внезапно происходит событие, показывающее всю хрупкость сложившегося равновесия.

4.1
Сложность игры
4.1
Вовлеченность детей
3.5
Могут ли родители поиграть?
4.6

Им становится закрытие Фабрики, города-государства, выпускавшего во время войны боевых мехов. Самые продвинутые технологии и огромные капиталы становятся лакомым призом для соседей.

В гонку включаются Руссвет, Крым, Север, Поляния и Саксония. Для достижения цели страны готовы использовать все – великих Героев, грозных боевых роботов, рабочих и доступные ресурсы.

Серп
Серп

Цель игрока – добиться для своей нации лидерства в Восточной Европе. Для ее достижения ему потребуется добывать ресурсы и привлекать рабочих, вербовать рекрутов, возводить здания и создавать боевых роботов, захватывать территории, вести бои с соперниками.

СерпПри этом, задача участника – не просто первым получить 6 достижений (это событие подает сигнал об окончании игры), а собрать по результатам итогового подсчета самый крупный капитал. Именно обладатель максимальной суммы становится победителем.

Кому предназначена настольная игра Серп

В аннотациях на сайтах интернет-магазинов «Серп» обозначен как игра для детей от 14 и старше. По отзывам, ее основной аудиторией стали более взрослые поклонники настольных развлечений.

Игра подойдет:

  • Для компании из 2-5 игроков или игры в одиночку (специально для любителей соло – режим «Автома» с собственными правилами).
  • Любителям стратегий, которые не относятся к классу «варгеймс», а требуют точного расчета, грамотного управления ресурсами и (все же) боевыми возможностями нации.

  • В качестве нетривиального подарка, особенно актуального для руководителей и лидеров различного уровня, которым придется реализовать свои способности в качестве Лидера целой (пусть и игровой) нации.
  • Как вариант развлечения для семьи с детьми – старших обязательно захватит игровой процесс, у младших будет развивать интуицию, логическое мышление, умение просчитывать ситуации на несколько шагов вперед.

Комплект игры

Серп

«Серп» обязательно понравится любителям игр с богатой комплектацией. Достаточно сказать, что вес полной коробки превышает 4 кг, а число деталей игры — более 500.

В комплект входят:

  • Большое игровое поле, изображающее Фабрику и земли вокруг нее.
  • Планшеты игроков и наций – по 5 шт.
  • Карты: боя (42 шт.), цели (23 шт.), приключений (28 шт.), Фабрики – 12 шт.

  • Круг силы – 2 шт.
  • Жетоны приключений (12 шт.), накопления (12 шт.), бонусов для зданий (6 шт.).
  • Монеты — 80 шт.
  • Фишки ресурсов – 80 шт.

Серп
Серп

Для каждой из наций:

  • Герой, пластиковая фигурка – 1 шт. (5 шт. всего);
  • Фигурки роботов — 4 (20) шт;
  • Звезды — 6 (30) шт;

  • Фишки действия — 1 (5) шт., популярности — 1 (5) шт., силы — 1 (5) шт., зданий — 4 (20) шт., рабочих — 8 (40) шт., технологий – 6 (30) шт., рекрутов — 4 (20) шт.

В игре помогут:

  • Брошюра правил;
  • Лист достижений;
  • Памятка;

  • 5 карт подсказок.
  • 5 карт переправы.

Как играть в настольную игру «Серп»

СерпВ игре участвуют 5 возглавляемых героем (игроком) наций.

Для понимания правил важны основные понятия:

Территория – гексагон (шестиугольник) на игровом поле.

Может быть одного из семи типов со своими основными функциями:

  • Ферма, производство еды;
  • Лес, производство; древесины;
  • Гора, добыча металлов;
  • Тундра, добыча нефти;

  • Деревня, появление новых рабочих;
  • Озеро – препятствие для перемещения;
  • Фабрика.

Территорию можно контролировать, если разместить на ней мипла (рабочего, робота или героя). Здание тоже устанавливает контроль над территорией, но до тех пор, пока на ней нет миплов соперника. Игрок может использовать ресурсы с любых контролируемых территорий.

Территории могут быть помечены различными знаками (например, Приключений, Тоннелей и пр.), что также оказывает влияние на ход игры.

  • База – начальная точка для развития. База не является территорией, на ней не строятся здания, не производятся роботы. На нее не перемещаются фигуры, за исключением случая поражения в бою или вынужденного отступления рабочих.

  • Ресурсы – древесина, металл, нефть, еда. Производятся на территориях соответствующего типа, выкладываются на поле игроком, который их контролирует. После использования возвращаются в общий запас. При нехватке фишек для них можно использовать жетоны накопления.

  • Миплы – Герой, роботы, рабочие. Могут совершать перемещения. Первые 2 типа также могут перемещать рабочих, участвовать в боях. Герой может участвовать в приключениях и брать карту Фабрики.

Серп
Серп
Серп

Подготовка к игре

Перед начальным ходом первого игрока необходимо:

  • Разложить на столе игровое поле.
  • Случайным образом раздать участникам планшеты игрока.
  • Аналогично раздать игрокам планшеты наций. Случайная раздача дает для компании из 5 игроков 25 уникальных стартовых комбинаций с неповторимыми вариантами развития событий.
  • Перемешать карты приключений и карты боя, выложить их закрытыми (рубашкой вверх) на игровое поле.

  • Перемешать карты Фабрики, отобрать на 1 больше, чем число игроков, выложить закрытыми на поле, остальные убрать не открывая.
  • Случайным образом выбрать жетон бонусов для зданий, разместить его на поле рядом со шкалой популярности.
  • В общий запас отправить все фишки ресурсов и монеты.

Серп
Серп

Каждый игрок:

  • Располагается за столом напротив своей базы (они расположены в порядке Север, Руссвет, Крым, Саксония и Поляния).
  • Выставляет на игровое поле Героя на базу и 2 рабочих на территории, граничащие с базой по суше.
  • Устанавливает фишку силы на деление на шкале силы, номер которого указан справа на планшете нации.
  • Там же смотрит количество доступных карт боя и забирает их из колоды.
  • Справа на планшете игрока указано количество доступных карт цели. Игрок берет соответствующее количество из общей стопки, просматривает содержание, но не сообщает его соперникам, а карты оставляет закрытыми.
  • Размещает в соответствии с указанной цифрой фишку популярности на шкале популярности.

  • Забирает из общего запаса указанное на планшете число монет.
  • Ставит фигурки роботов на планшет наций, закрывая свойства боевых юнитов. До их открытия (отправления робота на игровое поле) свойства остаются недоступными.
  • Размещает на планшете нации фишки звезд так, чтобы они не закрывали бонусы рекрута.
  • На планшете игрока устанавливает на отведенные для них места фишки зданий (места подписаны), рекрутов, 6 рабочих (на красные поля в секции производства), технологий (на зеленые квадраты всех секций, помеченных специальным знаком).
  • Берет карту подсказок и карту переправ.

После того, как планшеты розданы и фишки расставлены, начинаются ходы игроков.

Первым ходит тот, у кого нация с наименьшим номером (указан на планшете нации рядом с ее специфической особенностью). Далее ход передается по часовой стрелке.

Ход игрока

Серп

Когда наступает время ходить, игрок:

  • Устанавливает фишку действия на одну из секций планшета игрока. Секция должна отличаться от выбранной на предыдущем ходе (если свойство нации не позволяет игнорировать это правило).

  • Выполняет верхнее действие секции, если хочет и имеет возможность.
  • Выполняет нижнее действие секции на тех же условиях.

По результатам совершенных действий:

  • выкладывает на игровое поле фишки ресурсов;
  • выводит на него новых рабочих;
  • строит здания;
  • устанавливает контроль над территориями;

  • участвует в боях и приключениях;
  • получает и открывает карты;
  • перемещает фишки по шкале популярности и силы;
  • выкладывает звезды на шкалу триумфа.

СерпИгра продолжается до тех пор, пока какой-либо из игроков не выложит на шкалу триумфа 6 звезд.

Именно в этот момент останавливаются все игровые действия, и начинается подсчет очков.

Подведение итогов

В игре побеждает не игрок, выложивший 6 звезд на шкалу триумфа и остановивший действия, а набравший максимальное число очков (монет) по итогам подсчета.

В расчет принимаются:

  • Положение фишки на шкале популярности. Оно указывает множители для оценки звезд, территорий и ресурсов.
  • Количество выложенных игроком звезд.

  • Число контролируемых территорий.
  • Имеющиеся в распоряжении игрока ресурсы.

Серп
Серп
Серп

Итоговый капитал рассчитывается как сумма:

  • имеющихся на руках монет;
  • произведения количества звезд на множитель звезд;

  • произведения количества территорий на множитель территорий;
  • результат умножения пар любых ресурсов на коэффициент ресурсов.

Победителем объявляется игрок с максимальной итоговой суммой.

Действия и свойства

Серп

В каждой из 4 секций планшета игрока размещены доступные верхние и нижние действия.

Принцип их выполнения одинаков:

  • игрок платит цену, указанную в красных квадратах;

  • выполняет указанные действия;

  • получает вознаграждение, указанное в зеленых квадратах.

Если квадраты разделены знаком «/», у участника есть выбор.

К верхним действиям относятся:

  • Перемещение. Позволяет выполнить 2 перемещения – отправить мипла (Героя, робота, рабочего) на соседнее поле. Рабочие могут переносить ресурсы. Роботы и герои могут переносить рабочих и ресурсы без ограничений. Перемещение может привести к контролю территорий, началу боя и/или приключений. Альтернатива действию перемещения – получение монет из общего запаса.
  • Вооружение. Игрок платит 1 монету и получает 2 дополнительные единицы на шкале силы или карту боя.
  • Торговля. Оплатив 1 монету, игрок получает 2 любых фишки ресурсов или прирост популярности на единицу (перемещение на 1 позицию по шкале популярности).

  • Производство. Игрок оплачивает стоимость действия, и выбирает до 2 контролируемых территорий с рабочими для производства ресурсов или новых рабочих. Каждый рабочий на игровом поле производит 1 единицу ресурса или 1 рабочего. Фишки полученных ресурсов выкладываются на поле из общего запаса, фишки рабочих снимаются с планшета игрока (при этом открываются красные квадраты, что увеличивает стоимость производства на следующем ходе). Ресурсы производятся в зависимости от типа местности.

Серп
Серп

Нижние действия:

  • Модернизация. Позволяет перенести кубик технологий, открыть дополнительное вознаграждение за верхние действия, снизить цену за нижние.
  • Сборка. Игрок оплачивает действие, получает возможность разместить на территории с рабочим любого робота. При этом открывается одно из свойств боевых миплов, которое с этого момента действует постоянно.

  • Строительство. Поле оплаты действия игрок размещает на территории с рабочим выбранное здание (не более 1 на 1 участке территории). Здание нельзя разрушить. Они не переходят под контроль соперника, могут контролировать территории (если на них у другого игрока нет миплов) и приносят бонусы. В конце игры участвуют в расчете итогового капитала с учетом жетона бонусов для здания, выложенного при подготовке.

  • Вербовка. Игрок оплачивает стоимость действия и переносит фишку рекрута с планшета игрока на один из бонусов планшета наций, получая указанное единоразовое вознаграждение (2 силы или монеты, или популярности, или карты боя). Каждый завербованный рекрут приносит и постоянные бонусы (указаны в освободившейся ячейке). Игрок получает соответствующее вознаграждение каждый раз при выполнении соответствующего нижнего действия им самим или его соседями.

Свойства наций

Серп

Каждая нация имеет свое специфическое свойство, дающее некоторое преимущество перед остальными:

  • Руссвет- упорство, позволяет повторять предыдущее действие на планшете игрока (игнорировать общее правило об обязательной смене секции).

  • Крым – шантаж, дает возможность на каждом ходе обменять карту боя на любую фишку ресурса.
  • Север – плавание, рабочие имеют возможность пересекать реки (для остальных наций перемещение рабочих через реки по умолчанию недоступно).

  • Поляния – непоседливость, при открытии карты приключений можно выполнить не 1 из вариантов, а 2.
  • Саксония – доминирование, за достижение цели можно выложить больше одной, а за победу в бою – больше двух звезд.

Серп
Серп

Свойства боевых миплов (вооружений). Они указаны на картах наций. Каждая карта включает 4 из набора:

  • Переправа – позволяет боевым юнитам переправляться через реки.
  • Штольни – горы и тоннели считаются при перемещении соседними территориями.
  • Разоружение – соперник перед боем теряет 2 единицы силы.
  • Ускорение – перемещение на 1 дополнительную территорию
  • Урбанизация – соседними территориями для перемещения считаются все контролируемые деревни и Фабрика.
  • Ополчение – бой на территории, где есть хотя бы 1 рабочий, позволяет разыграть дополнительную карту силы.
  • Мореходство – разрешает перемещение по озерам;

  • Артиллерия – дает возможность перед боем отобрать у соперника 2 единицы силы, заплатив за это 1 свою.
  • Кочевничество – боевые юниты могут переместиться на свою или нейтральную базу вне зависимости от расстояния.
  • Разведка – игрок получает перед сражением случайную карту боя из тех, что есть у противника.
  • Погружение — работает аналогично мореходству, но озера дополнительно исполняют роль туннелей.
  • Товарищество — после победы в бою, при отступлении рабочих противника, популярность агрессора не уменьшается.

СерпВ игре есть события, которые становятся итогом действий, выполненных игроком во время хода. К ним относятся: бои, приключения, открытие карт целей, получение карты Фабрики, выкладывание звезд.

Бой

Бой происходит, если боевые миплы игрока при перемещении останавливаются на территориях, контролируемых боевыми миплами соперника.

Итог боя определяется суммарной силой – каждый участник сражения, втайне от соперника:

  • Выставляет на круге силы значение, которое он планирует использовать (будет вычтено из текущего показателя силы по шкале).

  • Разыгрывает карты силы (по 1 за каждого боевого мипла + дополнительные за свойства наций).

Победителем становится тот, чей выделенный для боя запас силы оказался больше (при равенстве показателей – агрессор). Он получает контроль над территорией и ресурсами, которые оставляет на ней противник.

СерпПобежденный отступает на базу, получает в компенсацию 1 карту силы из общего запаса. За каждого отступившего рабочего агрессор теряет по единице популярности.

Приключения

Приключение начинается, если после перемещения Герой попадает на поле с жетоном приключений и остается на нем после боев.

В его ходе игрок открывает карту приключений и выбирает, какой из трех вариантов действий он выполнит.

Оплачивать один из вариантов обязательно, от части или всего вознаграждения можно отказаться.

Открытие карты Фабрики

Игрок получает карту Фабрики, когда его Герой впервые закончил перемещение на Фабрике. Он выбирает любую из доступных (их можно и нужно просмотреть). Выбранная карта фабрики становится 5-й секцией планшета игрока и работает по тем же правилам.

Открытие карт целей

серпКарту целей игрок может открыть в свой ход в любой момент, когда указанные в ней цели выполнены.

Это дает ему возможность выложить очередную звезду неожиданно для соперников.

После открытия одной карты целей, в отбой уходят обе (если свойства наций не позволяют использовать больше).

Размещение звезд на шкале триумфа

Переложить фишку звезды с планшета наций на шкалу триумфа игрок может в случае:

  • проведения 6 модернизаций;
  • сборки 4 роботов;
  • возведения 4 зданий;
  • вербовки 4 рекрутов;
  • размещения на поле 8 рабочих;

  • открытия карты цели;
  • победы в бою (до 2 раз, если больше не разрешено свойствами нации);
  • получения 18 единиц популярности;
  • накопления 16 единиц силы.

серп
серп
серп

Поводов для размещения звезд – 10, а фишек – только 6, что дает возможность игроку выбирать приоритеты.

Дополнения

Исходных вариантов и путей развития событий в «Серпе» множество, повторить прошедшую партию практически невозможно. Однако, для поклонников игры, желающих новых впечатлений, разработчик уже предлагает дополнения:

Небесный гамбит

  • Небесный гамбит. В игру добавлены новые боевые юниты — воздушные суда, а стандартная концовка больше не работает. Появился модуль концовок, в котором для победы нужно сыграть отдельный сценарий.

Восхождение Фенриса

  • Восхождение Фенриса. Дополнение расширяет игру 8 дополнительными эпизодами и 11 модулями. Все они могут играться отдельно или компоноваться между собой.

Захватчики из далеких земель

  • Захватчики из далеких земель. В игре появляется 2 новых нации, увеличивая и так немаленькое число стартовых вариантов и путей развития.

В целом, настольная игра «Серп» понравится любителям стратегий, в которых успех зависит не от грубой силы, а от гармоничного развития фракции. Особо стоит отметить реиграбельность Серпа – ни одна партия практически не повторяется, а с дополнениями возможностей сыграть по новой любой сценарий становится еще больше.

Видео-обзор игры Серп

 

Автор статьи
Харитонов Константин Сергеевич
Эксперт в области настольных игр
Написано статей
22

Обсудим?

  1. Инна

    Отличная игра ,подарили сыну на день рождения , играем всей семьёй , отлично развивает логику и мышления , детям по 12-14 лет им очень нравится , вместо гаджетов отличный вариант время провождения , ещё хочу купить несколько игор , отличный сайт, спасибо!

  2. Андрей

    Игра невероятно увлекательна! Мой сын ждал ее несколько лет и был очень даже доволен. Настоящий киберпанк, не уступающий компьютерными играм. Да еще и относительно недорого.

Прикрепить фото (0/2)