Как правильно играть в игру Go — японские шашки
Го — восточноазиатская разновидность игры в шашки. Она возникла в Китае, затем получила широкое распространение в Японии и Корее. Сегодня шашки го входят в пятерку Всемирных интеллектуальных игр, которые проводятся 1 раз в 4 года. Турниры и соревнования проходят по графикам государственных и региональных Федераций.
История игры Go
Первые упоминания о китайских шахматах го появились в летописях около 2 500 лет назад. Судя по источникам, уже тогда игра была распространена по всей территории Поднебесной. Были разработаны четкие правила, кустари изготавливали инвентарь для игры. Самые древние доски и камни, найденные археологами, относятся к началу первого тысячелетия.
Краткая история игры Go и ее развитие
Легенды гласят, что шахматы го изобрел китайский император Шунь. Вместе со своими приближенными он придумал не только правила, но и несколько стратегий, которыми до сих пор пользуются игроки.
Изначально игра получила название «пиньинь», что означает «разговор с помощью рук». Когда соперники садились за доску, то они опускали руки и передвигали камни.
Таким образом велась «молчаливая беседа». Чуть позже появилось название «вэйци», т.е. «облавные шашки», что более связывало процесс со стратегией и тактикой.
Китайский генерал играет в го, пока врач обрабатывает рану
Культурное значение игры Go в Японии
В эпоху правления династии Тан в Китае стали активно развиваться торговые отношения с Японией. В VII веке на японский престол взошел император Котоку. За время своего 9-летнего правления он отправил в Поднебесную несколько миссий по культурному обмену.
Процветающая китайская империя оказала значительное влияние на архитектуру, одежду, искусство дальневосточного соседа. Вместе с многочисленными товарами моряки впервые завезли за острова игру, которая вскоре получила название го, японские шашки.
В переводе с японского языка «И-го» означает «окружать камнями». Именно под названием го игра стала известна во всем мире.
Изначально настольная игра go была доступна только императорскому дому, но в 1081 году запрет на распространение был снят.
Правила освоили вассалы наследников престола и их воины-самураи. Развлечение стало особенно популярным в армиях, которые в течение долгого времени осаждали крепости.
В Японии был проведен первый турнир по го. Он состоялся в 1588 году. Победителем стал монах Никкай. Впоследствии он взял себе имя храма, в котором служил, — Санса Хонинбо.
Под этим именем он вошел в историю, как го-докоро, т.е. учитель, имеющий право присваивать разряды игрокам. С тех пор турниры стали постоянными, а в Японии появились первые школы по обучению японским шахматам го.
До Первой мировой войны в Японии действовало 4 основные школы го. Благодаря им сложилась 250-летняя история развития игры. Между ними постоянно устраивались турниры, иногда умения игроков использовались для разрешения политических конфликтов.
Японские гейши играют в го, автор — Эйдзан, 1811 год
Считалось, что самурай должен в совершенстве овладеть техникой игры, чтобы тренировать свои способности в тактике и стратегии. При дворах сёгунов появился титул мэйдзина (мастера). Сейчас он присваивается сильнейшему игроку в мире, который выигрывает чемпионаты.
В Европе го-шашки появились в конце 19 века. Наибольшее распространение и популярность они получили в Германии. В 1905 году профессор математики Коршельд не только научил своих студентов, как играть в го, но и включил турниры в свою учебную программу.
Среди учащихся был немецкий шахматист Эдуард Ласкер (однофамилец чемпиона мира по шахматам Эммануила Ласкера). Он увлекся новой игрой, тщательно изучил ее и в 1934 году издал книгу «Го и Го-моку». Эдвард Ласкер бежал от гитлеровского режима в США, где стал одним из основателей американского го.
Всероссийская секция игры го появилась в СССР в 1984 году, хотя первый турнир был проведен еще в 1965 году на базе ДК им. Ленсовета в Ленинграде. Правопреемницей после распада Советского Союза стала РФГ (Российская федерация го), которая проводит чемпионаты и готовит спортсменов к международным турнирам.
Го — единственная из всех «интеллектуалок», в которую компьютер только недавно научился играть. Искусственный интеллект впервые выиграл партию у профессионала только в 2015 году.
Правила игры Go
Согласно правилам игры го, участник должен стремиться получить больше территории, чем соперник. Техника проста для обучения и освоить ее можно за 10-15 минут. Сложность состоит в том, что в процессе рождается бесчисленное множество вариантов «захвата» поля. Здесь потребуется логическое мышление, тактические способности, стратегические навыки. Оказывается, это целая наука, некий симбиоз между математикой, философией и музыкой.
Размер доски и камней
В инвентарь входят:
- Камни белого, черного или других контрастных цветов. В стандартную комплектацию входит 361 камень, по 180 на каждого соперника + 1 черный. Мини-наборы могут состоять из 160 фишек. Фигуры в японском варианте похожи на двояковыпуклые линзы. Китайские имеют выпуклую форму на плоском основании. Их изготавливают из пластика (с металлической сердцевиной), стекла, драгоценных и полудрагоценных камней, керамики. Есть наборы на магнитах для использования в дороге.
- Доска (гобан), расчерченная на квадраты. Стандарт — 19х19, но бывают другие модификации.Например, 13х13 иди 9х9. Самая большая имеет разлиновку 37х37. Несмотря на то, что поле квадратное, сама доска имеет прямоугольную форму. Обычно одна сторона на 1 см короче перпендикуляра. Это сделано для того, чтобы участники смогли видеть идеальную перспективу.
- Чаши с крышками. В них хранятся камни, а во время игры в крышки складываются захваченные в плен фишки соперника.
Правила хода и захвата территории
Право играть белыми или черными разыгрывается с помощью процедуры, которую можно назвать «чёт-нечёт». Среди игроков определяется старший по возрасту или по положению. Он берет в ладонь горсть белых камней. Его соперник должен угадать, четное или нечетное количество он взял.
Для ответа у него в руке находится 2 черных камня. Если он считает, что белых камней четное количество, то выкладывает на доску 2 фишки, если нечетное, то кладет одну. В случае правильного ответа он будет ходить черными, т.е. начинать партию.
Существуют базовые правила игры go, которых придерживаются абсолютно все:
- первый ход делают черные (обычно фишка устанавливается посередине поля);
- камень всегда выставляется на пересечении линий, и он больше никуда не передвигается;
- за один ход используется только один камень;
- камни ходят лишь по горизонтали и вертикали, по диагонали нельзя.
Суть — выставить камни своего цвета таким образом, чтобы отгородить как можно больше территории. Другими словами, камни — это строительный материал. Из них возводится стена-граница. Чем больше огражденный участок, тем выше шансы на победу.
У соперников нет цели разгромить друг друга, как в шахматах или шашках. Здесь главное — захватить территории, окружить их камнями своего цвета, не пустить противника, заблокировав его ходы.
Камни захватываются следующим образом: нужно окружить фишки противника своими фигурами. У каждого камня имеются пункты «дыхания». Это точки (дамэ), по которым можно продолжить выстраивать «стены» своего цвета. Их нужно перекрыть своими фишками. Когда у соперника не останется возможности продолжить линию, то его камни можно забирать. Игрок может пропустить ход, сказав: «Пас». Если пасуют два раза подряд, партия считается завершенной.
Запрещено делать «самоубийственные ходы», в результате которых группа камней одного цвета утрачивает последнюю точку «дыхания». Правила шашек го созвучны с шахматами — если взялся за фигуру, то ходи. Если передумал и отнял руку, то ход все равно считается сделанным.
Еще одно правило настольной игры го называется «ко». Согласно ему, нельзя повторять позицию предыдущего хода. Если его не было, то произошло бы зацикливание. А так, захватить камень обратно можно будет только через один ход.
Правила окончания игры и подсчета очков
При подсчете очков принимаются во внимание:
- Любой захваченный камень приносит 1 очко.
- Также подсчитываются камни, оставшиеся на доске после игры.
- По одному очку получает каждый из пунктов доски, окруженный камнями своего цвета.
Победителем считается тот, кто набрал больше очков.
Стратегии и тактики игры Go
Несмотря на то, что суть и правила игры го невероятно просты, стратегии для нее сложные. Используются два основных подхода. Количественный делается с упором на очки. Игрок планомерно захватывает свободные территории, набирая преимущество. Качественный заключается в навязывании сопернику «ближнего боя». Это сложный набор тактических ходов, которые опасны для обеих сторон.
Никто не пользуется этими подходами в чистом виде. Удачная комбинация ходов приводит к набору наибольшего количества очков, в чем и заключается суть этой японской игры с фишками.
Основные тактики и стратегии
Наиболее распространенными являются следующие комбинации:
- Строительство стен. Начиная с центра поля, соперники стараются огородить большие участки, которые впоследствии пойдут им в зачет.
- Создание «глаз». Это один или несколько незанятых пунктов, окруженных камнями своего цвета. Противник не может поставить свою фишку внутрь, так как тут же потеряет ее. При подсчете итогов эти участки принесут дополнительные очки.
- Захват камней. Игрок с помощью своих камней изолирует фишку соперника, т.е. окружает ее со всех сторон. Забрав ее в плен, он получает свободную территорию.
Разновидности и стили
Перед тем, как попасть в Японию, стратегическая игра го распространилась по Корее. Здесь ее назвали «бадук» или «падук». Изначально она воспринималась, как интересное и полезное для ума времяпрепровождение. В 1980 году правительство Южной Кореи признало го народным достоянием. Первые корейские профессионалы появились в 1956 году. Развлечение из корейских настольных игр превратилось в национальный вид спорта.
Атари-го
Рекордсменами по введению разновидностей и стилей оказались японцы. К наиболее популярным видам относятся:
- Атари-го — мини-игра на мини-поле размером 9х9, выигрывает тот, кто первым снимет с доски камень противника;
- В слепую — игроки не глядят на доску во время поединка, а делают ходы по памяти;
- Одним цветом — камни не делятся на контрасты, а участники запоминают свои ходы.
- Рэнго — командная настольная игра го, когда по несколько человек с каждой стороны поочередно делают ходы. Запрещается разговаривать во время партии. Недавно парное го было введено в разряд официальных соревнований;
Школы го во многих странах мира рассматривают игру с точки зрения искусства стратегического планирования. Некоторые исследователи применяют категории го для описания геополитических, экономических, информационных и конфликтных моделей.
Улучшение навыков игры в Go
Погрузиться в японскую настольную игру го и добиться успехов можно, начиная с небольших полей размером 9х9, затем переходя на доски 13х13 и только потом на классический гобан 19х19. Так советуют опытные игроки начинающим спортсменам и любителям. Как и в стандартных шахматах, важная роль при игре в го отдается стратегическому мышлению.
Профессиональные тренеры целенаправленно готовят своих воспитанников к соревнованиям. Подробные правила игры го на русском, а также новости турниров публикуются на официальном сайте Российской Федерации. Здесь же есть форум, на котором обсуждаются тонкости стратегий и тактических ходов.
Советы для улучшения игры в Go
О том, как играть в игру го, написано немало статей как в печатных изданиях, так и в интернете. После того, как все правила станут понятны, можно потренироваться с компьютерными модификациями.
При этом необходимо учесть следующие советы:
- Не зацикливаться на доске 9х9, после пары партий сразу переходить на поля больших размеров.
- Не бросать партию, пока она не закончится. Это тренирует терпение и выдержку.
- Регулярно решать Го-задачи. Они публикуются на сайтах, посвященных японским шашкам го.
- Сдерживать злость. Стратегическая игра го — это путь к самопознанию и саморазвитию.
- Не бояться участвовать в онлайн-турнирах.
Победа или поражение полностью зависят от навыков игрока. Здесь нет элемента случайности и от удачи ничего не зависит. Ходы определяет сам участник процесса, взвешивая все «за» и «против».
Преимущества игры в го неоспоримы. Они выражаются в умственном и когнитивном плане, например, улучшаются навыки решения проблем и концентрации внимания. Это интеллектуальное развлечение не подвластно времени. Каждая партия — отдельное произведение искусства, как будто на холсте рождается противостояние Инь и Янь.