Что такое «Эрудит» и как в него играть
старше 7 лет
рейтинг
Кол-во игроков:
От 2 до 6 игроков
Время игры:
От 60 минут
Словарь Эллочки-Людоедки из «12 стульев» Ильфа и Петрова составлял 30 слов, и все они были русскими. Современный подросток употребляет едва ли больше – но это уже англоязычный сленг.
Безусловно, русский язык дает возможность мыслить и чувствовать глубоко, но требует усилий для своего овладения. С самого детства усвоить родную лексику легко и азартно поможет интеллектуальная игра «Эрудит». Если вы не хотите, чтобы ваше чадо уподобилось пигмеям из племени Тумба-Юмба – эта игра для вашей семьи и её друзей.
История создания настольной игры Эрудит
Первоначально игра называлась Lexiko. Придумал её американский архитектор Альфред Мошер Баттс еще в 30-е годы XX в. – это было время великой депрессии и безработные специалисты использовали любую возможность получить доход, используя свой интеллект.
Суть развлечения состояла в том, чтобы сложить из буквенных фишек максимальное количество возможных слов. Возникает соревнование с соперником в набранном количестве очков ─ своеобразная интеллектуальная конкуренция.
Позже Баттс оптимизировал свою игру, она получила название «Criss-Cross Words» – «Слова крест-накрест».
После второй мировой войны автор продал права на Criss-Cross Words американскому юристу Джемсу Брюно. Тот придумал игре новое название ─ «Scrabble», т. е. «лихорадочно копаться, перебирать» (то ли буквы, то ли слова в голове).
Было создано игровое поле с цветными квадратами, которые увеличивали стоимость букв и слов – у игры появилась стратегия и тактика. Новый правопреемник – компания Selchow & Righter раскрутила популярность игры, сделала её мировым бестселлером. «Scrabble» известен в 122 странах как излюбленное интеллектуальное развлечение для хорошей компании.
В СССР вариант «Scrabble» появился в 70-е гг. прошлого века, игра была модифицирована под грамматику русского языка и получила название «Эрудит». Сегодня домашний комплект этой настольной игры дает родителям шанс оторвать свое чадо от бессмысленных интернетных стрелялок, вернуть его в семейную атмосферу, расширить словарный багаж подростков за счет кругозора близких родственников и друзей.
В русском варианте имеются 2 модификации игры: «Scrabble» и «Эрудит» с некоторыми отличиями, которые стоит принимать во внимание при выборе комплекта.
Описание, характеристики, комплектация игр «Эрудит» и «Scrabble»
«Эрудит» ─ лингвистическая головоломка, в основе которой лежит принцип кроссворда. Имея на руках набор букв, нужно составлять из них новые слова или изменять уже имеющиеся на поле. Чтение слов происходит строго слева направо и сверху вниз.
Выставляя буквы, игроки набирают очки – по их количеству определяется победитель. Если это и развлечение, то оно серьезное, требующее сосредоточенности и элементарной тишины, т. к. приходится напрягать память, включать логику, концентрировать внимание.
Основные характеристики
Игры «Scrabble» и «Эрудит» идентичны по своим характеристикам.
- Тип игры: настольная. Играть можно в семейном кругу – тогда получится обмен знаниями между поколениями. Магнитный комплект хорошо взять в дорогу, можно организовать соревнование во время дня рождения и дружеских посиделок.
- Один раунд лингвистического боя длится от 30 минут до часа.
- Число игроков: не меньше двух, т. к. движущий состав подобного времяпровождения – поединок, определение победителя; оптимальное число – 3-5 человек, но могут играть до 10-12 участников.
- Возраст: 7+.
В «Эрудит» / «Scrabble» с одинаковым азартом играют и взрослые, и школьники.
Что входит в комплект
Комплектация всех версий словесной игры-головоломки примерно одинаковая:
- Игровое поле в виде картонной (пластиковой, деревянной, металлической) пластины размером 15Х15 клеток – всего 225 клеток.
- Фишки с буквами: 225 основных и 3 со звездочками, которые могут заменять любую нужную игроку букву.
- Подставки для фишек, в которых умещается по 7 штук – количество, нужное для одного хода.
- Мешочек для хранения фишек.
- Инструкция к игре.
- Расчерченный лист для подсчета очков.
В отличие от стандартной комплектации подарочные наборы «Эрудита» помещены в стильную коробку и снабжены орфографическим словарем.
Достоинства лингвистической игры
Первая задача, которую решает «Эрудит» ─ обогащение словарного запаса. Человек с развитым запасом слов точнее понимает свой внутренний мир, не испытывает трудностей в общении, имеет преимущества в профессиональной сфере. Знакомство с новыми словами в игровой обстановке происходит в непринужденной форме, без скучной школьной зубрежки.
«Эрудит» представляет собой простейший вид словесного поединка – баттла, популярного среди молодежи. Настоящий баттл нельзя выиграть, не обладая развитым мышлением.
Привлекательность настольной игры и в том, что она способна собрать за одним столом представителей нескольких поколений: отцы знакомятся с молодежной лексикой, укоренившейся в русском языке, а дети осваивают трудные «взрослые» слова.
Важно не пропустить момент, когда еще возможен диалог отцов и детей – 14-летнему подростку, воспитанному на Тик-Токе, игра «Эрудит» покажется скучной.
Как только ребенок научился складывать из букв первые слова – самое время начинать семейные баттлы на полях «Scrabble Junior» или классического «Эрудита».
Кому интересна игра-головоломка
В первую очередь, «Эрудит» / «Scrabble» / «Словодел» ─ игры, адресованные детям 7+. Однако без взрослых, знающих намного больше слов, ребенок не оценит всех возможностей этой головоломки. Хорошо, если первыми соперниками детей станут мама, папа, дедушка, бабушка.
Таким образом за игровым полем члены семьи не только сплачиваются, но и расширяют свой кругозор за счет знаний друг друга, соревнуются с сообразительности и эрудиции. Лучшее время для семейных лингвистических сражений – перед сном, когда нужно оторваться от гаджетов и телеэкранов и настроить себя на мирный лад.
Игра может стать полезным развлечением на дне рождения, за праздничным застольем как подростков, так и взрослой компании, скрасить скуку в поездах и самолетах, а также развлечь на пляже или пикнике. На сайте Мини-игры можно сражаться в «Эрудит» онлайн с равными по силе соперниками: начинающими, продвинутыми, профи, чемпионами.
Игра идет с ограничением по времени: на каждый ход дается 2 минуты. Много это или мало? ─ Все решает ситуация на поле и набор букв, имеющихся в вашем распоряжении. Версии «Скрэббл» онлайн в компьютерном варианте на русском языке нет.
Цель и правила классического «Эрудита»
Основные игровые элементы – фишки с буквами и поле с квадратами. Остальные комплектующие – для удобства играющих. Особенности фишек: все буквы на них имеют разную цену, приносят разное количество очков. Расчеты ценности букв и их количества в игре сделаны на основе лингвистических исследований, подсчитавших частоту использования буквы в русской лексике. Фишки со звездочками могут заменить любую букву, но очков не приносят.
На игровом поле, помимо обычных квадратов, имеются цветные – бонусные.
Клетки определенного цвета (он указан в правилах игры) могут означать:
- очки на фишке с буквой удваиваются / утраиваются;
- сумма очков всего слова, проходящего через клетку, удваивается /утраивается.
Иногда специфика работы цветной клетки выражена большими и маленькими цифрами: 2/2 или 3/3, а то и надписями в самой клетке.
Основная цель игры: из всех полученных букв составить как можно слов на поле и победить, заработав максимальное количество очков.
Пошаговый ход игры
Собрав хорошую компанию из 2-8 человек, можно начинать состязание.
- Каждый тянет из мешочка фишку с буквой ─ у кого она ближе к началу алфавита, тот и начинает игру.
- Все игроки набирают по семь фишек с буквами и размещают их на подставках (если они есть в комплекте).
- Первый игрок из имеющихся фишек выкладывает слово, проходящее через середину поля. В таблице для подсчета очков в его графе записывают цену его хода – сумму очков использованных букв. Если ему удалось выставить все 7 букв, он получает 50 баллов премиальных — бинго. К примеру, слово М2О1Л2И1Т1В1А1 принесет участнику 9 + 50 = 59 очков за один ход (если у него будут на руках все эти буквы). Затем игрок добирает количество фишек до семи и передает ход следующему.
- Второму играющему необходимо составить новое слово, используя уже имеющиеся на поле. Его вариант должен либо проходить «свозь» старое слово, либо дополнить его с помощью суффикса или приставки, либо изменить слово добавлением новой буквы. Например, начальное слово ХОД может иметь несколько вариантов продолжений.
В слове ПЕРЕХОД буква П2 попадает на желтое поле (в «Эрудите» это утроение очков буквы) и будет весить уже 6 очков. Буква А1 оказалась в зеленом поле, что удваивает цену фишки. Букве К2 в слове ХОДИКИ посчастливилось пройти через красную клетку и утроить сумму очков всего слова: его стоимость возросла до 36 очков.
В игре используются только нарицательные существительные без дефисов в именительном падеже. Множественное число допускается у слов, которые имеют лишь эту форму. Все спорные моменты выясняются с помощью орфографического словаря.
- Если буквы в руках игрока не дают ему возможность продолжить игру (добавить на поле новое слово), он может обменять неудобные фишки на новые и при этом пропускает ход.
- Шансы на успешный ход дает фишка со звездочкой – она заменяет любую букву по желанию игрока и остается таковой до конца игры. Так, в приведенном примере звездочка помогла бы образовать слова: ДОМ, КОМ, ЛОМ, СОМ, ТОМ. Один игрок выбрал вариант КОМ, а следующий образовал слово КОМАР. Буква А1 оказалась в зеленом поле, что удваивает ее цену.
Игра заканчивается, когда в общем доступе не осталось фишек, и у одного игрока они тоже закончились; либо когда игроки один за другим пропускают по 2 хода подряд – т. е. все возможные слова уже составлены.
Подсчет очков
В начале игры выбирается ответственный за учет очков – он заполняет таблицу, в её графах записывает цену хода каждого партнера.
Итоговый результат определяется так:
- складывается сумма всех ходов по графе игрока;
- из неё вычитаются очки букв, оставшихся у него на руках;
- если он использовал все фишки, к его очкам добавляют стоимость не разыгранных букв на руках остальных игроков.
Победитель принимает поздравления, а проигравшим остается надеяться на реванш.
О стратегии и тактике «Эрудита»
Тот, кто обладает хорошим запасом слов и не любит проигрывать, должен задуматься над стратегией и тактикой, чтобы обхитрить противника.
Основные правила стратегии:
- использовать свои буквы все до единой, но помешать противнику сделать то же самое, ведь оставшиеся на руках фишки идут в зачет победителю;
- для увеличения числа очков стремиться первым занять цветные клетки и затруднить доступ к ним своим соперникам.
В ходе игры не следует пренебрегать тактическими соображениями:
- Прежде чем добавить новое слово, измените с помощью приставок и суффиксов уже существующие на поле варианты.
- Не пренебрегайте короткими словами – сопернику трудно прицепить к ним новые буквы и извлечь для себя выгоду из вашего слова.
- Старайтесь за один ход поучаствовать в составлении несколько слов.
- Не копите дорогие фишки – с этими буквами трудно составить слова. Как только представляется возможность – избавляйтесь от них.
- Соблюдайте баланс между гласными и согласными в своем наборе; не спешите выкладывать дешевые и часто употребляемые буквы – они помогают надстраивать слова, «дотягивая» их до удвоения / утроения.
Хорошо подумайте, прежде чем присваивать фишке со звездочкой какую-либо букву. В приведенном выше примере игрок сделал ошибку: из всех возможных вариантов он выбрал для звездочки букву К, образовал слово КОМ, что позволило следующему игроку достроить его до КОМАР и получить при этом бонус. Но тот, кто умеет учиться на своих ошибках, в конечном счете, становится победителем.
«Эрудит» или «Scrabble»
«Эрудит» ─ русская модификация лингвистической головоломки «Scrabble», ход игры у них идентичен. Помимо разницы в оформлении, правила «Эрудита» более жесткие, уровень сложности повыше. Обе игры имеют упрощенные версии для младшего возраста, а также усложненные на расширенном игровом поле.
Азарт настольной интеллектуальной игры «Эрудит» / ««Scrabble» сближает членов семьи, расширяет кругозор детей и взрослых, повышает их интеллектуальный уровень, помогает жить бодро и осмысленно.