Игра Chuchel: весёлое безумие
от 7 до 10 лет
Странная игра «Chuchel», едва успев выйти в релиз в 2018-м году, сразу завоевала внимание игроманов. Разработчик - чешская инди-студия Amanita Design, которая ранее получила известность благодаря игре-хиту Machinarium. Но Chuchel сильно отличается от Машинариума: графика проще, главный герой походит на комок волос, а прочие персонажи один другого чуднее. Тем не менее игра обрела геймерскую любовь. Самое время разобраться: что же такого привлекательного нашли в ней игроки?
Большие плюсы маленькой игры
Название
Привлекательное и простое название — одна из составляющих успеха любого проекта. Слово «Chuchel» легко запоминается: оно короткое, звучное и похоже на русское «чучело». Правда, название игры к чучелам не имеет никакого отношения.
Вот как об этом пишет в своем Twitter дизайнер студии Amanita Design, Яромир Плахи:
«Chuchel» — чешское слово, обозначающее комок из волос, пыли и мусора, который появляется на полу, если его долго не чистить. И эти маленькие волосяные шарики выглядят также, как наш Чучел.
История
Движущей силой сюжета является страсть главного героя к вишне, которую у него постоянно отбирают и забрасывают в самые невообразимые места антагонисты: розовый еж Кекел и огромная коричневая рука. Каждый раз Чучелу приходится сталкиваться с головоломками, в процессе решения которых он попадает в забавные ситуации. Все пазлы в игре строятся на взаимодействии с другими персонажами, и в этих контактах раскрывается личность главного героя.
Эпизоды не всегда связаны друг с другом логически, но общая сюжетная линия все равно выстраивается. Постепенно проясняются отношения между Чучелом и Кекелом, который поначалу кажется врагом. В конце становится понятно и то, кем была таинственная темная рука, все время мешающая главному герою воссоединиться с заветной вишенкой.
Повествование в Chuchel имеет еще одну важную особенность: оно не использует диалоги. История и отношения персонажей показаны визуально, что делает игру понятной даже маленьким детям.
Персонажи
В игре можно встретить большое количество персонажей, но постоянные из них только три.
Chuchel
Главный герой игры похож на спутавшийся комок волос, облаченный в куполообразную шапочку. Чучел вспыльчив, эгоистичен и готов на все, чтобы заполучить вишню. Несмотря на негативные черты, он способен проявлять любовь и заботу о друзьях.
Kekel
Питомец протагониста, небольшое существо, сильно напоминающее лысого розового ежа. Слово «Kekel» с чешского переводится как что-то неприятное, и этот персонаж, действительно, постоянно пытается украсть у Чучела его вишню. У главного героя и Кекела сложные отношения: они то враждуют, то действуют сообща.
Chrchel
Главный злодей игры, который постоянно ворует у Чучела вишню. Его можно увидеть только в последних эпизодах игры, поэтому характер Чрчела раскрыт не так полно, как у Чучела и Кекела. В момент встречи с главным героем этот персонаж ведет себя как типичный хулиган, обижающий слабых ради забавы.
Если говорить о других созданиях, которых игрок повстречает в разных эпизодах, то они по большей части враждебны или нейтральны к Чучелу. Несмотря на то, что их роль — создание головоломок, авторы смогли сделать этих персонажей интересными и оригинальными.
Визуальный дизайн
Любой, кто посмотрит хотя бы на постер Chuchel, отметит про себя очень странный визуальный стиль этой игры. Круглые птицы, слоны с открывающейся головой, улитка с глазами разной длины — вот только малая часть того, что встретит игрок в процессе прохождения. Вся эта живность в большинстве эпизодов находится на белом фоне, что непривычно после красочной и детальной прорисовки Machinarium.
Перемена объясняется тем, что над дизайном игр в Amanita Games работали разные люди, и такой стиль выбрал дизайнер «Чучела» Яромир Плахи. Отсутствие фонов позволяет игроку сосредоточить внимание на персонажах, их реакциях и эмоциях. Над последними хорошо поработали аниматоры, поэтому наблюдать за взаимодействием главных и второстепенных героев игры всегда интересно.
Упрощение персонажей нисколько не мешает их восприятию. Многие геймеры называют Чучела милым и очень негодуют из-за его перекраски в рыжий цвет, о чем будет подробнее рассказано ниже.
Геймплей
Chuchel относится к point-and-click играм, где все действия осуществляются кликами мыши по соответствующим местам экрана. Чтобы помочь главному герою достать заветную вишню, игрок должен решить пару головоломок, наводя курсор на объекты и выбирая правильные действия. Если выбрать не то действие, то Чучел может пострадать, хотя гибель ему не грозит. Проиграть здесь нельзя.
В Chuchel имеются и мини-игры, среди которых есть пародии на известные хиты:
- Flappy Bird;
- Space Invaders;
- Pacman;
- Tetris;
- Angry Birds.
Авторы изначально заявляли, что хотели бы сделать больший упор на юмор, а не на сложные паззлы. Игровой процесс в «Чучел» хоть и строится на решении головоломок, но многие действия сделаны исключительно ради фана и с решением проблемы никак не связаны.
Звуки и музыка
Хотя в игре и нет диалогов, разработчики сделали персонажам озвучку. Речи, по большей части, состоят из невнятного бормотания, однако иногда можно разобрать отдельные слова. Например, Пуддинг то и дело говорит: «Пуддинг», а Чучел, когда обращается к своему розовому питомцу, несколько раз упоминает имя «Кекел». Впрочем, озвучка сделана больше для демонстрации эмоций и характеров героев.
Для создания легкой атмосферы в эпизодах активно используется музыка. Оригинальный саундтрек был записан с чешской группой DVA, исполняющей альтернативный рок. Amanita Design работала с DVA еще в 2012-м году во время разработки другой своей игры — «Botanicula». Музыка из Chuchel не только удачно сочетается с происходящим на экране, но и нравится геймерам сама по себе.
Достижения
Если игрок будет достаточно настойчив, он может открыть семь достижений, доступных в игре:
- Утречко! Можно получить, если нажать на всех персонажей вокруг спящего Чучела в первом эпизоде.
- Бла-бла-бла. Нужно поговорить несколько раз с желтым слоном, у которого открывается голова.
- Любовь к голубым бобам. В эпизоде с ленивцем нужно попробовать все сочетания фруктов с бобом голубого цвета.
- Шляпник. На уровне, где разные шляпы переносят Чучела в разные миры, нужно совершить все возможные действия.
- А я тучи разгоню руками. В эпизоде с Кекелом на воздушном шаре нужно попасть по всем облакам и группам облаков.
- Создатель. В эпизоде с пилюлями нужно давать Чучелу и Кекелу пилюли в сочетании с жидкостью из баночки в следующей последовательности:
синяя + синяя + правая бутылочка,
красная + красная + правая бутылочка,
красная + красная + левая бутылочка,
синяя + синяя + левая бутылочка. - Чемпион среди улиток. В соревновании Чучела с его альтер-эго нужно одержать победу в гонке улиток.
Подсказки
Несмотря на относительную простоту пазлов, в игре имеется система подсказок. Если игрок «застрял» на каком-то уровне, возникает дорожный знак, на котором изображен знак вопроса. Кликнув на него, можно вызвать схему прохождения эпизода.
Chuchel и общество
Награды
Как уже говорилось выше, игра была высоко оценена как критиками, так и простыми игроками. На Metacritic она получила 81 балл из 100 для PC версии и 78 баллов из 100 для iOS версии.
В 2018-м году Chuchel выиграл в следующих конкурсах и номинациях:
- Annual Independent Games Festival — Превосходство в Изобразительном Искусстве;
- The Aggie Awards — Лучший Персонаж;
- The Aggie Awards — Лучшая Анимация;
- The Aggie Awards — Лучшие Звуковые Эффекты.
Обвинения в расизме и смена цвета
Изначально Chuchel имел черный цвет и рыжую шляпу, однако стиль рисовки сыграл с ним злую шутку. Из-за черного цвета и рта, обведенного красной каймой, герой походил на персонажа из карикатур начала 20-го века, изображавших темнокожих жителей Африки и Америки. Некоторым игрокам это показалось оскорбительным, разработчиков обвинили в расизме.
20-го декабря 2018-го года Amanita Design делает заметку в Twitter:
Чтобы избежать недопонимания в будущем, внешний вид Чучела в игре и всех рекламных артах и ассетах будет изменен для всех платформ в ближайшие дни и недели. Спасибо за поддержку и понимание.
После этого главный герой стал рыжим, его шляпа — черной, а главный злодей приобрел зеленоватый оттенок. Теперь недовольны были те фанаты, которые полюбили черного Чучела и считали его смешнее рыжего. В Steam даже придумали хэштег «makechuchelblackagain», но это ничего не изменило. Герой остался рыжим.
Товары для фанатов
Благодаря активной поддержке геймеров, Amanita Design смогла успешно продавать не только свою игру, но и фанатские вещи:
- альбом с артами Яромира Плахи;
- саундтрек в цифровом формате;
- саундтрек на виниловой пластинке;
- плюшевые игрушки;
- футболки с принтами, изображающими персонажей из игры.
Заключение
Игра Chuchel показывает, что даже небольшая инди-студия может создать нечто оригинальное и интересное. В этой игре нет топовой 3D-графики, она имеет очень странную рисовку, практически лишена фонов, и все равно она затягивает и привлекает игроков. За внешней простотой скрыто множество шуток, веселых пазлов и забавных приключений, которые понравятся взрослым и детям.